Положение о психологической службе МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Быков

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» с. Быков Долинского района Сахалинской области
694062, РФ, Сахалинская область, Долинский район, с. Быков, ул. Горняцкая, 16-Б
телефон/факс: 8(42442) 29-7-19

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад «Родничок»
___________ З.Ф.Маламура_

ПОЛОЖЕНИЕ
о психологической службе
МБДОУ «Детский сад «Родничок»
с. Быков

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет содержание деятельности психологической
службы является правовой и организационно-методической основой организации
деятельности.
1.2. Деятельность психологической службы ориентирована на психологическое
обеспечение образовательного процесса, на создание условий для личностного,
интеллектуального и социального развития подрастающего поколения, а также на охрану
здоровья всех участников образовательного процесса.
1.3. Деятельность психологической службы осуществляет педагог-психолог.
1.4. В решении всех проблем педагог-психолог руководствуется интересами ребенка и
задачами его всестороннего и гармоничного развития.
1.5. Педагог-психолог оказывает содействие формированию развивающего образа
жизни для всех участников образовательного процесса, развитию подрастающего
поколения, формированию индивидуальности у детей дошкольного возраста на всех
этапах непрерывного образования; развитию творческих способностей детей, созданию
позитивной мотивации к обучению, определению психологических причин нарушения
личностного и социального развития у детей дошкольного возраста занимается
профилактикой подобных нарушений.
1.6. Педагог - психолог работает в тесном контакте с педагогическим коллективом и
родителями.
1.7. Важнейшим условием эффективности работы является правильное понимание
психологом и педагогом существа их профессионального взаимодействия.
Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное
сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие
плодотворной работы.
1.8. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте со
специалистами в области медицины, дефектологии и других областях, органами опеки и
попечительства, органами внутренних дел, представителями общественности,
оказывающими образовательному учреждению помощь в воспитании и развитии детей.
Отношения со всеми специалистами строятся на основе равенства и взаимодополняемости
позиций.
1.9. На должности педагога-психолога образовательного учреждения могут работать
специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица имеющие высшее
образование и прошедшие специальную переподготовку по специальности "Психология”
в объеме не менее 1200 часов, имеющие диплом государственного образца.
1.10. Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании
документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно
действующим нормативам в системе образования Российской Федерации.
1.11. Педагог-психолог имеет двойное подчинение: по административной и по
профессиональной линиям. Административное управление осуществляется заведующим
МБДОУ «Детский сад «Родничок»
1.12. Профессиональное управление осуществляется администрацией МБДОУ
1.13. Нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении составляет не более
36 часов в неделю и определяется Правилами внутреннего трудового распорядка и
регулируется данными правилами с учётом, из них:
- выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками
образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности
их рабочего времени. Исходя из особенностей контингента воспитанников и
образовательного процесса, количество часов работы с участниками образовательного
процесса устанавливается администрацией детского сада;

- подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки
анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчётной документации,
методическая работа (семинары, педсоветы и т.д.), а также повышения свой
квалификации. Выполнение указанной работы педагог-психолог может осуществлять как
непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
14. Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической
психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.
Педагог-психолог ведёт учет проводимой работы, согласовывает планирование и
представляет отчетность по административной и профессиональной линиям.
1.15. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется соответствующими
международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, законом
Российской Федерации "Об образовании”, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления
образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства
образования РФ, Положением о психологической службе системы образования МО,
Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. В соответствии со ст. 1.1 закона Российской Федерации "Об образовании”, под
образованием в настоящем Положении понимается целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством
образовательных уровней (образовательных цензов).
2.2. В своей деятельности педагог-психолог исходит из необходимости реализации
как образовательных, так и социальных целей системы образования. Образовательная
цель – это приобретение воспитанниками необходимых знаний и навыков для получения
профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни. Социальная цель – это помощь
воспитанникам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей,
интересов, состояния здоровья. Социальная цель состоит также в воспитании стремления
к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе,
способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод
другой личности.
2.3. Целью деятельности педагога-психолога являются:
- содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного
учреждения в создании социальной ситуации развития, соответствующей
индивидуальности воспитанников и обеспечивающей психологические условия для
охраны здоровья и развития личности воспитанников, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и других участников образовательного
процесса;
2.4. К основным задачам относятся:
- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных
учреждения, выявление основных проблем и определение причин их возникновения,
путей и средств их разрешения;
– содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом
возрастном этапе;
– формирование у воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию; –
содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического
климата в МБДОУ; психологическая поддержка при подготовке к аттестации;
– психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их
содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и
особенностям воспитанников;
– профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом
здоровье, а также развитии воспитанников;

– участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной
деятельности специалистов образовательного учреждения, образовательных программ и
проектов, учебно-методических пособий;
– участие совместно с педагогическим коллективом МБДОУ в подготовке и создании
условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень
в процессе непрерывного образования;
- содействие распространению и внедрению в практику МБДОУ достижений в
области отечественной и зарубежной психологии.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
3.1. Педагог- психолог является равноправным членом педагогического коллектива
МБДОУ. Он принимает участие в работе педсоветов, педагогических консилиумов,
методических объединений и др.
3.2. Для организации работы педагога-психолога создается психологический кабинет.
3.3. График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией МБДОУ.
При составлении графика учитывается необходимость работы по повышению
квалификации.
3.4. На время отсутствия психолога (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его
обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой
квалификацией.
3.5. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, дополнительной
учебной нагрузки решаются в соответствии с нормативными документами Министерства
образования РФ.
IV.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГАПСИХОЛОГА
4.1. Прикладное – психологическое сопровождение образовательного процесса,
включая участие в составлении программы развития образовательного учреждения,
образовательных программ, создании учебников и учебных пособий, разработке
психологических оснований дидактических и методических материалов.
4.2. Практическое – непосредственная работа педагога-психолога в образовательном
учреждении. Непосредственная задача деятельности педагога-психолога – работа с
детьми, родителями (их законными представителями), специалистами, воспитателями,
администрацией МБДОУ. В рамках практического направления обеспечивается изучение
особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью реализации
принципа индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, оказания помощи
в профессиональном и личностном самоопределении.
V. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
5.1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика
5.1.1.Данный вид деятельности осуществляется педагогом-психологом и
определяется необходимостью формирования у педагогов, администрации МБДОУ,
родителей (лиц, их заменяющих), а также детей, потребности в психологических знаниях,
желания использовать их в интересах собственного развития, создания условий для
полноценного личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе,
своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и
развитии интеллекта.
5.1.2. В русле психопрофилактического направления педагог-психолог осуществляет
следующие конкретные мероприятия:
1.Проводит работу по адаптации детей к детскому саду, дает родителям и
воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период.
2.Проводит обследование ребенка по определению уровня интеллектуального
развития с целью выявления детей с отклонениями в развитии и оказания своевременной
коррекционно-развивающей помощи.

3.Участвуют в приеме детей в группы коррекционной направленности, определяет
психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления
возможных отклонений и их коррекции; предлагает родителям методы занятий с
ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе; совместно с педагогами
МБДОУ намечает программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей
адаптации к школьному обучению и обеспечению всестороннего и гармонического
развития в процессе школьного обучения.
4. Проводит психологическое обследование детей при переходе из одной возрастной
группы в другую, намечая совместно с педагогами, родителями программу
индивидуальной готовности к обучению на новом этапе.
5. Ведёт работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических
срывов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения.
6. Участвует в организации психолого-медико-педагогических консилиумов с целью
психологического анализа поведения и развития детей для наиболее полного раскрытия
индивидуальных особенностей их личности, склонностей, способностей.
7. Ведёт работы по созданию благоприятного психологического климата в МБДОУ:
- оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый,
взрослый - ребенок, ребенок - ребенок);
- консультирует педагогов, воспитателей и других работников по широкому кругу
профессиональных и личностных проблем.
8. Способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной
деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию
психологической перегрузки членов педагогического коллектива.
9. Проводит анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных
мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным
особенностям детей, актуальным задачам их развития.
5.2. Психологическая диагностика
5.2.1. Основной задачей данного вида деятельности является диагностика развития
личности детей, углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников на
протяжении всего периода дошкольного детства, определение индивидуальных
особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе
обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении и
развитии.
5.2.2. Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально,
так и с группами детей.
В русле психодиагностического направления педагог-психолог решает следующие
конкретные задачи:
1. Проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью
определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным
нормативам.
2. Проводит изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей
с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы,
помощи в личностном самоопределении.
3. Проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют
психологические причины нарушений общения.
4. Совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют
дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии:
а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и
дефектологическую природу,
б) для определения форм и причин явного асоциального поведения.
5.3. Психологическая коррекция
5.3.1. Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагогапсихолога на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей.
Этот вид деятельности определяется необходимостью обеспечения соответствия развития

детей возрастным нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу МБДОУ в
индивидуализации воспитания и обучения детей, в развитии их способностей и
склонностей. Особое место в данном направлении занимает совместная деятельность
педагога-психолога по разработке коррекционных программ совместно с другими
специалистами: логопедами, медицинскими работниками, старшем воспитателем и др. – в
процессе обучения и воспитания, в коррекции поведения детей.
5.3.2. Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы
разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго
индивидуальный, конкретный характер.
5.3.3. В ходе психокоррекционной работы:
1. Психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в осуществлении
программ, направленных на развитие как отдельных сторон психического развития, так и
личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.
2. Психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в осуществлении
программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии
ребенка
3. Развивающая и психокоppекционная работа может проводиться: - в процессе
специальной работы психолога с отдельными детьми;
- в процессе специальной работы психолога с группами детей; - в русле
воспитательных мероприятий;
- в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка.
5.3.4. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях,
когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения
центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют
применения более строгих мер административно - воспитательного характера, что
устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные
отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу
или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы
компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих
областях лишь в качестве эксперта или консультанта.
5.4. Консультативная деятельность
5.4.1. Данный вид деятельности направлен на консультирование взрослых и детей по
вопросам развития, обучения, воспитания в условиях образовательного учреждения.
5.4.2. В русле консультативной деятельности педагог-психолог консультирует
родителей (законных представителей), администрацию, педагогов МБДОУ по проблемам
обучения и воспитания детей в русле педагогики сотрудничества, проводят
индивидуальное или групповое консультирование участников образовательного процесса
по проблемам обучения, личностного развития, жизненного самоопределения, по
проблемам общения.
5.4.3.В русле консультативного направления педагог-психолог решает следующие
конкретные задачи:
1. Консультирует администрацию МБДОУ, специалистов, воспитателей, родителей по
проблемам психологии обучения и воспитания детей, психологической основы
педагогики сотрудничества.
2. Проводит индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам
развития, жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками,
самовоспитания и т.п.
3.Способствует повышению психологической культуры педагогов, родителей,
представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых
консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общих и групповых
родительских собраниях, чтением лекций и др.
4. В качестве консультанта принимает участие в планировании учебновоспитательных мероприятий на основании психологических особенностей детей как

возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в конкретном детском
учреждении, по вопросам организации самоуправления.
VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
6.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог,
как и любой специалист службы практической психологии образования Российской
Федерации, несет персональную профессиональную ответственность за объективность
психологического заключения, адекватность используемых диагностических и
коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций, конфиденциальность
информации.
6.2. Педагог-психолог несет ответственность за сохранение протоколов
обследований, документации в соответствии с формами установленного образца.
6.3. Педагог-психолог несет профессиональную ответственность за проведение своих
работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
6.4. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог:
– руководствуется законодательством Российской Федерации и распоряжениями
Президента Российской Федерации, правительственными и нормативными документами
федерального уровня по соответствующим типам учреждений образования, настоящим
Положением, приказами и инструкциями Минобразования России, а также документами,
приказами и распоряжениями органов управления образованием субъектов Российской
Федерации; Уставом МБДОУ и другими локальными актами.
– рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей
профессиональной компетенции, не берет на себя решение вопросов, не выполнимых с
точки зрения современных требований психологической науки и практики, а также
находящихся в компетенции представителей других специальностей (медицина,
дефектология, социальная сфера и др.);
– повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения
психологической науки и практики, знает основы возрастной, педагогической психологии
и принципы организации Службы практической психологии в системе образования;
– применяет современные научно обоснованные методы диагностической,
развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы;
– препятствует проведению диагностической, психокоррекционной и других видов
психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей
профессиональной подготовкой;
– в решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его полноценного
психического и физического развития;
– оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в
решении основных проблем образовательного процесса, оказывает необходимую и
возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, содействует развитию
психологической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах детской и
возрастной психологии;
– соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не распространяет
сведения, полученные в результате психодиагностической и консультативной работы,
если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического
аспекта психокоррекции или может нанести ущерб воспитаннику или его окружению;
– ведет запись и регистрацию всех видов психологической деятельности в
соответствии с предлагаемыми образцами отчетной документации.
6.5. В своей деятельности педагог-психолог имеет право: – рабочее время педагогапсихолога организуется в пределах 36-часовой рабочей недели и регулируется Правилами
внутреннего трудового распорядка МДОУ с учетом норм практической психологической
деятельности с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых;
– самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми,
выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения
различных видов работ, выделяя приоритетные направления;

– на создание условий со стороны администрации МБДОУ, необходимых для
успешного выполнения профессиональных обязанностей;
– знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для
профессиональной деятельности;
– обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения
необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей, а также по вопросам их
социального положения и прочих;
– участвовать в работе ПМПК.
6.6. Порядок получения родителями (законными представителями) воспитанников
информации о всех видах планируемых обследований, согласия на проведение таких
обследований или участие в таких обследованиях, отказа от их проведения или участия в
них, получения информации о результатах проведения данных обследований
воспитанников:
6.6.1. Проведение психологического обследования (диагностики) воспитанников и
иных видов деятельности педагога-психолога осуществляется с соблюдением правовых и
этических норм: законности, добровольности, информированности, конфиденциальности.
6.6.2. Проведение психологической диагностики, психологической коррекции,
консультативной деятельности воспитанника проводится только после получения
письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанников.
6.6.3. Наличие письменного согласия родителей (законных представителей)
воспитанников на проведение психологической диагностики воспитанников и иных видов
деятельности педагога-психолога подразумевает, полную информированность родителей
(законных представителей) о применяемых формах и принципах психологической
диагностики и иных видов деятельности педагога-психолога.
6.6.4. Родители (законные представители) воспитанников имеют право получить
информацию, консультацию педагога-психолога после проведения психологической
диагностики или отказаться от проведения психологической диагностики воспитанников
и иных видов деятельности педагога-психолога.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».