Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» с. Быков Долинского района Сахалинской области
694062, РФ, Сахалинская область, Долинский район, с. Быков, ул. Горняцкая, 16-Б
телефон/факс: 8(42442) 29-7-19
УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МБДОУ
«Детский сад «Родничок»
З.Ф. Маламура
Приказ № 101 – ОД от __15.09.2021__г.
Положение
о порядке подготовки и организации проведения самообследования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Родничок» с. Быков
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящее Положение определяет порядок подготовки и организацию проведения
самообследования дошкольного образовательного учреждения
Положение разработано в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июля 2013 года №
462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013г. №
1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей
самообразованию»
- постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования».
1.2. Цели самообследования:
- обеспечение доступности и открытости информации о деятельности учреждения;
- получение объективной информации о состоянии образовательной деятельности в учреждении.
1.3. Самообследование проводится дошкольным образовательным учреждением ежегодно
1.4. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
- планирование и подготовка работ по проведению самообследования дошкольного
образовательного учреждения;
- организация и проведение процедуры самообследования;
- обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета
- рассмотрение отчета органом управления дошкольного образовательного учреждения, к
компетенции которого относится решение данного вопроса.
1.5. Сроки, форма проведения, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются
дошкольным учреждением.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА РАБОТ ПО САМООБСЛЕДОВАНИЮ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Руководитель дошкольного образовательного учреждения издает приказ о порядке, сроках
проведения самообследования и составе комиссии по проведению самообследования (далее Комиссии).
2.2. Председателем Комиссии является руководитель дошкольного образовательного
учреждения, заместителем председателя Комиссии является зам.зав.по ВМР.
2.3. Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются:
- представитель совета родителей (законных представителей) воспитанников;
- сотрудники ДОУ
- при необходимости представители иных органов и организаций.
2.4. При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии проводит
организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором:
- рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
- за каждым членом Комиссии закрепляются направления работы дошкольного образовательного
учреждения, подлежащие изучению в процессе самообследования;
- уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования;
- председателем Комиссии или уполномоченным им лицом даётся развёрнутая информация о
нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о месте(ах) и времени,
предоставления членам Комиссии необходимых документов и материалов для подготовки к
проведению самообследования, о контактных лицах;
- определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на Комиссии
результатов самоообследования.
2.6. Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании определяет:
- порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками дошкольного
образовательного учреждения в ходе самообследования;
- ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать координацию
работы по направлениям самообследования;
- ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования дошкольной
образовательной организации в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа
показателей деятельности учреждения, подлежащего самообследованию.
2.7. При подготовке к проведению самообследования в план проведения самообследования в
обязательном порядке включается:
2.7.1. Проведение оценки:
- образовательной деятельности,
- системы управления дошкольного образовательного учреждения,
- содержания и качества подготовки воспитанников,
- организации учебного процесса,
- качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения,
материально-технической базы,
- функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- медицинского обеспечения дошкольной образовательной организации, системы охраны
здоровья воспитанников;
- организации питания;
2.7.2. Анализ показателей деятельности дошкольного образовательного учреждения, подлежащей
самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования;
2.7.3. Иные вопросы по решению педагогического совета, председателя Комиссии, вышестоящих
органов управления.
3.ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САМООБСЛЕДОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Организация самообследования в дошкольном образовательном учреждении осуществляется
в соответствии с планом по его проведению
3.2. При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и оценка включённых
в план самообследования направлений и вопросов.
3.3. При проведении оценки образовательной деятельности:
3.3.1. Даётся общая характеристика дошкольной образовательной организации:
- полное наименование в соответствии с Уставом, адрес, год ввода в эксплуатацию, режим
работы;
- мощность дошкольной образовательной организации: плановая/фактическая;
- комплектование групп: количество групп, в них воспитанников;
3.3.2. Комиссии представляется информация о наличии правоустанавливающих документов:
- лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков действия и
контрольных нормативов);
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- устав дошкольной образовательной организации;
- локальные акты, определённые уставом (соответствие перечня и содержания Уставу
учреждения и законодательству РФ, полнота, целесообразность);
- свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления муниципальным
имуществом;
- свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного пользования на земельный
участок;
- наличие санитарно - эпидемиологического заключения на образовательную деятельность;
- договор о взаимоотношениях между дошкольной образовательной организацией и
учредителем;
3.3.3. Комиссии представляется информация о документации дошкольной образовательной
организации:
- наличие основных федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов,
регламентирующих работу дошкольных образовательных организаций;
- договоры дошкольной образовательной организации с родителями (законными
представителями);
- личные дела воспитанников, Книги движения воспитанников, учёта будущих воспитанников
дошкольной образовательной организации (уведомления);
- Программа развития ДОУ;
- образовательные программы;
- учебный план;
- годовой календарный учебный график;
- годовой план работы ДОУ;
- рабочие программы (планы воспитательно-образовательной работы) ДО;
- расписание занятий, режим дня;
- отчёты дошкольной образовательной организации, справки по проверкам;
- акты готовности ДОУ к новому учебному году;
- журнал учета проверок должностными лицами органов государственного контроля;
- документы, регламентирующие предоставление платных услуг, их соответствие установленным
требованиям;
3.3.4. Комиссии представляется информация о документации ДОУ, касающейся трудовых
отношений:
- книги учёта личного состава, движения трудовых книжек и вкладышей к ним, трудовые книжки
работников, личные дела работников;
- приказы по личному составу, книга регистрации приказов по личному составу;
- трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым договорам;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- штатное расписание ДОУ (соответствие штата работников установленным требованиям,
структура и штатная численность в соответствии с Уставом);
- должностные инструкции работников;
- журналы проведения инструктажа.
3.4. При проведении оценки системы управления дошкольной образовательной организации
3.4.1. Даётся характеристика и оценка следующих вопросов:
- характеристика сложившейся в ДОУ системы управления;
- перечень структурных подразделений, оценка соответствия имеющейся структуры
установленным законодательством об образовании компетенциям, а также уставным целям, задачам, и
функциям ДОУ;
- органы управления (персональные, коллегиальные), которыми представлена управленческая
система ДОУ;
- каковы приоритеты развития системы управления дошкольной образовательной организации;
- порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся прав и интересов
участников образовательных отношений (наличие таковых, частота обновления, принятие новых);
3.4.2. Даётся оценка результативности и эффективности действующей в учреждении системы
управления, а именно:
- как организована система контроля со стороны руководства ДОУ насколько она эффективна;
является ли система контроля понятной всем участникам образовательных отношений;
3.4.4. Даётся оценка организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной
организации:
- организация информирования родителей (законных представителей) воспитанников о правах и
обязанностях воспитанников, о правах, обязанностях и ответственности родителей (законных
представителей) в сфере образования;
- наличие, качество и реализация планов работы родительского комитета; общих и групповых
родительских собраний;
- обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных нормативных
документов;
- содержание и организация работы сайта дошкольной образовательной организации;
3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки воспитанников:
3.5.1. Анализируются и оцениваются:
- Программа развития дошкольной образовательной организации;
- образовательные программы; характеристика, структура образовательных программ:
аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и приоритеты, цели и
задачи; принципы построения образовательного процесса; прогнозируемый педагогический результат;
анализ реализации образовательных программ;
- рабочие программы по дополнительному образованию, их соответствие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
3.5.2. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе:
- даётся характеристика системы воспитательной работы ДОУ (является ли воспитательная
работа системой, а не формальным набором внеурочных мероприятий; какие из направлений
воспитательной работы реализуются в учреждении; наличие специфичных именно для данного
дошкольного образовательного учреждения, форм воспитательной работы);
- мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса,
проводимые ДОУ совместно с учреждениями культуры;
- создание развивающей среды в дошкольной образовательной организации: наличие игровых
центров и центров природы в соответствии с требованиями программы воспитания; обеспеченность
игрушками, дидактическим материалом;
- наличие специализированно оборудованных помещений (спортивный, музыкальный зал),
соответствие требованиям СанПиН музыкального и спортивного зала, спортивной площадки,
групповых участков: физкультурной площадки, клумбы; зелёных насаждений; состояние групповых
площадок, игрового оборудования;
- результативность системы воспитательной работы;
3.5.3. Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования, в том числе:
- программы дополнительного образования;
- наличие необходимых условий, материально-технического, программно - методического,
кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного образования;
- направленность реализуемых программ дополнительного образования детей;
- охват воспитанников дополнительным образованием;
- анализ эффективности реализации программ дополнительного образования;
3.5.4. Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных отношений о
деятельности дошкольной образовательной организации, в том числе:
- изучение мнения участников образовательных отношений об образовательном учреждении,
указать источник знаний о них;
- анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей (законных
представителей) воспитанников, других заинтересованных лиц;
- анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование, другие) для сбора
информации о мнениях участников образовательных отношений, периодичность использования таких
методов;
- применение для получения обратной связи таких форм как интервьюирование, «горячая линия»,
анализ полученных таким образом сведений о качестве подготовки и уровне развития воспитанников,
условиях обучения и т.д.;
- меры, которые были предприняты по результатам опросов участников образовательных
отношений и оценка эффективности подобных мер;
3.5.5. Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки воспитанников, в том числе:
- число воспитанников, для которых учебный план является слишком сложным полностью или
частично (необходимо указать с чем конкретно не справляются воспитанники);
- соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям ФГОС;
- достижения воспитанников по сравнению с их первоначальным уровнем;
- достижение целевых ориентиров дошкольного образования в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта;
3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и оцениваются:
- учебный план учреждения, его структура, характеристика; механизмы составления учебного
плана; выполнение;
- анализ нагрузки воспитанников;
- годовой календарный учебный график учреждения;
- расписание занятий;
- соблюдение принципа преемственности обучения
- деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию познавательной
активности и интересов воспитанников;
- создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учёт возрастных,
индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.
3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и оценивается:
- профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников, имеющих высшее
(среднее специальное) образование, без педагогического образования; количество педагогических
работников с высшей, первой квалификационной категорией, не имеющих квалификационной
категории; стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет, свыше 15 лет, от 50 до 55 лет, старше 55 лет);
своевременность прохождения повышения квалификации;
- количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих государственные и
отраслевые награды;
- доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе;
- доля педагогических работников, имеющих базовое образование, соответствующее
преподаваемым дисциплинам;
- возрастной состав;
- творческие достижения педагогов;
- система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и
ее результативность; формы повышения профессионального мастерства;
- укомплектованность ДОУ кадрами;
3.8. При проведении оценки качества учебно - методического обеспечения анализируется и
оценивается:
- система методической работы ДОУ (даётся её характеристика);
- оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим перед ДОУ, в том
числе в образовательной программе;
- вопросы методической работы, которые ставятся и рассматриваются руководством ДОУ,
педагогическим советом, в других структурных подразделениях;
- формы организации методической работы;
- влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост методического
мастерства педагогических работников;
- работа по обобщению и распространению передового опыта;
- наличие в дошкольном образовательном учреждении публикаций методического характера,
материалов с обобщением опыта работы лучших педагогических работников (указать конкретно);
- использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч. дистанционных
(оказание практической помощи педагогическим работникам по внедрению новых технологий и
методик в учебный процесс);
3.9. При проведении оценки качества информационного обеспечения анализируется и
оценивается:
- обеспеченность учебной, учебно - методической и художественной литературой;
- объем фонда методической, художественной литературы, пополнение и обновление фонда;
- обеспечено ли дошкольное образовательное учреждение современной информационной базой
(локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека, электронные
учебники и т.д.);
- востребованность информационной базы;
- наличие сайта дошкольного образовательного учреждения (соответствие установленным
требованиям, порядок работы с сайтом), количественные характеристики посещаемости, форум;
- обеспечение открытости и доступности информации о деятельности дошкольного
образовательного учреждения для заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте
образовательного учреждения, информационные стенды (уголки), выставки, презентации и т.д.);
3.10. При проведении оценки качества материально-технической базы анализируется и
оценивается:
3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе:
- уровень социально-психологической комфортности образовательной среды;
- площади, используемые для образовательного процесса (даётся их характеристика);
- сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной деятельности;
состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь;
- сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д;
- сведения об обеспечение мебелью, инвентарём, посудой.
- данные о поведении ремонтных работ в ДОУ
- меры по обеспечению развития материально-технической базы;
3.10.2. Соблюдение мер противопожарной и антитеррористической безопасности, в том числе:
- наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения, тревожной кнопки,
камер слежения, договоров на обслуживание с соответствующими организациями;
- акты о состоянии пожарной безопасности;
- проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности.
3.10.3. Состояние территории дошкольного образовательного учреждения, в том числе:
- состояние ограждения и освещение участка;
3.11. При оценке качества медицинского обеспечения дошкольной образовательной
организации, системы охраны здоровья воспитанников анализируется и оценивается:
- медицинское обслуживание, условия для лечебно - оздоровительной работы (наличие
лицензированного медицинского кабинета; договор с территориальным лечебно-профилактическим
учреждением о порядке медицинского обслуживания воспитанников и сотрудников);
- наличие медицинского кабинета, соответствие его СанПиН;
- регулярность прохождения сотрудниками ДОУ медицинских осмотров;
- анализ заболеваемости воспитанников;
- сведения о случаях травматизма, пищевых отравлений среди воспитанников;
- соблюдение санитарно - гигиенического режима (состояние помещений, режим проветривания,
температурный режим, водоснабжение и т.д.);
- защита воспитанников от перегрузок, работа по созданию условий для сохранения и укрепления
здоровья воспитанников (какими нормативными и методическими документами руководствуется
дошкольная образовательная организация в работе по данному направлению);
- сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных норм и представленных
в нём занятий, обеспечивающих смену характера деятельности воспитанников;
- использование здоровьесберегающих технологий, отслеживание их эффективности (показать
результативность, в т.ч. динамику состояния здоровья);
- система работы по воспитанию здорового образа жизни;
- динамика распределения воспитанников по группам здоровья;
- понимание и соблюдение воспитанниками здорового образа жизни (наличие мероприятий,
программ, обеспечивающих формирование у воспитанников навыков здорового образа жизни, работа
по гигиеническому воспитанию);
3.12. При оценке качества организации питания анализируется и оценивается:
- работа администрации по контролю за качеством приготовления пищи;
- наличие необходимой документации: приказы по организации питания, наличие графика
получения питания, накопительная ведомость, журналы бракеража сырой и готовой продукции; 10-ти
дневное меню, картотека блюд; таблицы: запрещённых продуктов, норм питания;
- создание условий соблюдения правил техники безопасности на пищеблоке;
3.13. При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки качества
образования:
3.13.1. Осуществляется сбор и анализ информации о дошкольном образовании в соответствии с
Перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования»;
3.13.2. Анализируется и оценивается:
- наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы оценки
качества образования;
- наличие ответственного лица – представителя руководства ДОУ ответственного за организацию
функционирования внутренней системы оценки качества образования (приказ о назначении, регламент
его работы – положение, порядок);
- план работы дошкольной образовательной организации по обеспечению функционирования
внутренней системы оценки качества образования и его выполнение;
- информированность участников образовательных отношений о функционировании внутренней
системы оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении;
- проводимые мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования внутренней
системы оценки качества образования;
- проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках функционирования
внутренней системы оценки качества образования.
3.14. Анализ показателей деятельности дошкольной образовательной организации,
подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями установленными
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4.ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И
ФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТА
4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с утверждённым
планом самообследования, членами Комиссии передаётся лицу, ответственному за свод и оформление
результатов самообследования дошкольной образовательной организации, не позднее чем за три дня до
предварительного рассмотрения на Комиссии результатов самообследования.
4.2. Лицо ответственное, за свод и оформление результатов самообследования дошкольной
образовательной организации, обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчёта,
включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения,
подлежащего самообследованию.
4.3. Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором происходит
предварительное рассмотрение Отчёта: уточняются отдельные вопросы, высказываются мнения о
необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и предложения по итогам
самообследования.
4.4. С учётом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и замечаний по
Отчёту председатель Комиссии назначает срок для окончательного рассмотрения Отчёта.
4.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая форма Отчёта
направляется на рассмотрение органа управления ДОУ, к компетенции которого относится решение
данного вопроса и опубликовывается в сети Интернет.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является руководитель
ДОУ и уполномоченное им лицо.