1 Содержание: I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………….стр.3-5 1.2. Цели и задачи Программы……………………………………………………………………………………………….стр. 5-7 1.3. Подходы, принципы, условия к формированию программы, используемые методы… …………………………стр.8-12 1.4. Планируемые результаты освоения Программы и коррекционно-развивающей деятельности………………….стр.12-13 1.5. Содержание диагностико-мониторинговой деятельности…………………………………………………………..стр.14-20 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 2.1. Особенности психоречевого и музыкального развития детей 6-7 лет с ТНР……………………………………….стр.20-22 2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы……………………………….стр. 22-24 2.3 Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ТНР…………………………………………стр.24-27 2.4.Карта развития детей с ТНР, направления коррекционной работы…………………………………………………....стр.27-28 2.5. Индивидуальный образовательный маршрут - ИОМ…………………………………………………………………..стр.28-33 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы…………………………………………………………………..стр.33-35 3.2. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников…………………………………………………..стр35-36 3.3 Перспективный план коррекционной работы на 2024 г. – 2025 г……………………………………………………..стр.36-39 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа по реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие" (далее «Программа») разработана для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на основе: • "Адаптированной образовательной программы" Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Родничок» с. Быков. • "Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) под редакцией Л.В. Лопатиной. • «Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: Детство-Пресс,2015. (Автор Нищева Н.В.). • Парциальной программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. В соответствии с требованиями основных нормативных документов: • Закон № 237 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012. • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г • Приказ МОиН РФ от30.08.2013г. №1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам ДО" • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 15.05.2013г. № 26 "Об утверждении СанПиН" 2.4.1.3049-13 " Санитарно - эпидемиологиеские требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" • Письмом Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». • Устава МБДОУ «Детского сада "Родничок" Программа раскрывает содержание и организацию музыкальной коррекционно-развивающей деятельности с детьми 3 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Принято считать, что к группе детей с ТНР относятся дети с общим недоразвитием речи (ОНР) различного генеза (по клинико-педагогической классификации). Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и очень действенное средство воздействия на детей. Она обладает удивительной силой, и поэтому является одним из самых сильных средств развития внутреннего мира ребёнка. Специфика музыкального воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего, чувства ребёнка, обогащает их, способствует развитию эмоциональной отзывчивости. Музыкальные занятия расширяют кругозор детей, активизируют познавательные процессы, развивает образное мышление, творческое воображение. Общеразвивающая и коррекционная работа, представленная в Программе, обеспечивает всестороннее музыкальное развитие детей с речевыми нарушениями. Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). Это достигается за счет интеграции образовательных областей и комплексно-тематического подхода при планировании коррекционно-развивающей работы. Таким образом, обеспечивается концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников с ОНР, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов. Преодоление недостатков в речевом развитии - важнейшая задача в работе воспитателя и педагогов – специалистов. Она включает в себя традиционные направления по формированию фонетико-фонематических и лексикограмматических средств языка, развитию связной речи, подготовке к обучению грамоте. У обучающихся с задержкой психоречевого развития страдают все функции речи, поэтому особое внимание уделяется как коммуникативной, так и регулирующей планирующей функции речи, развитию словесной регуляции действий и формированию механизмов, необходимых для овладения связной речью. На этапе подготовки к школе одной из важных задач является обучение звуко-слоговому анализу и синтезу, формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения. Не менее важная задача - стимуляция коммуникативной активности, совершенствование речевой коммуникации: создание условий для ситуативно-делового, внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения. Рабочая программа рассчитана на один учебный год. МБДОУ «Детский сад «Родничок» функционирует в режиме 12часового пребывания детей при 5-дневной рабочей неделе в период с 7 00 ч-до 19 00. Данная программа реализуется в 4 течении всего времени пребывания воспитанников в детском саду. В компенсирующей группе «Сказка» 5 детей в возрасте 6 - 7 лет по результатам обследования ПМПК имеют тяжелые речевые расстройства и один ребёнок – инвалид с ТНР. Целью работы музыкального руководителя является: приобщение детей с ТНР к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности В перечень непосредственных обязанностей музыкального руководителя в работе с детьми с ТНР входит: формирование основ музыкальной культуры ребёнка, развитие его музыкальных способностей; осуществление диагностики уровня музыкального развития детей; подбор высоко-художественного музыкального репертуара, доступного детям по эмоционально-образному содержанию; проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных музыкальных занятий с детьми; подготовка и проведение праздников, развлечений (в том числе тематических музыкальных вечеров, театральных постановок, музыкально-дидактических игр, сказок - драматизаций, постановок детских опер и т. д.); участие в подготовке учебно-наглядного материала, пособий по музыке, дидактических игр и т. д.; сопровождение музыкой утренней гимнастики и занятий физической культурой. Музыкальный материал, используемый педагогом, подбирается с учётом возрастных психофизических особенностей детей с ТНР и особенностей их развития. Разработанная «Программа» направлена на обеспечение образовательной деятельности в группе комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ТНР) в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, адаптированной для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности. 1.2. Цели и задачи программы. Цель: Создание благоприятных условий для выравнивания речевого и психофизического развития детей с ТНР (ОНР) посредством формирования основ музыкальной культуры, развития музыкальности и музыкальных способностей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование коммуникативных навыков посредством основных видов музыкальной деятельности. 5 Программа предусматривает приобретение знаний и опыта во всех видах музыкальной деятельности: формируется музыкальный слух, воспитывается любовь и интерес к классической и современной музыке, развивается музыкальная восприимчивость и слух, развивается эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера, звуковысотный, динамический и тембровый слух, развиваются умения музицировать на детских музыкальных инструментах, продолжается формирование творческой активности, самостоятельность и стремление применять в жизни знакомый музыкальный репертуар. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель, психолог и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой. Для достижения цели по реализации данной Программы ставятся следующие задачи: • Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и коммуникативных навыков, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. • Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. • Устранение речевых дефектов посредством различных видов музыкальной деятельности. • Расширение и обогащение лексического запаса воспитанников с ТНР (ОНР) при помощи освоения музыкальновыразительных средств. • Развитие музыкальных способностей: музыкально-слуховых представлений, ладового чувства, чувство ритма, музыкальную память, исполнительские и творческие способности. • Развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. • Воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности и к музыкальному искусству в целом. • Способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке к обучению в школе. Специальные задачи музыкального развития и воспитания детей с ТНР: С учетом интеграции образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с другими образовательными областями для детей с ТНР решаются следующие специальные задачи: 6 ❖ развитие речевого дыхания (игры и упражнения с помощью дыхательной гимнастики: «Нюхаем цветы», «Подуем на снежинку») ❖ развитие речевого и фонематического слуха (музыкально-дидактические игры со словом) ❖ развитие звукопроизношения (музыкальные попевки на отработку определенного звука) ❖ развитие выразительных движений (игровые упражнения, приемы имитации, подражание) ❖ развитие общей и мелкой моторики (с помощью общеразвивающих упражнений, пальчиковых игр, игр с мелкими предметами) ❖ развитие ориентировки в пространстве (музыкальные движения, перестроения в соответствии с характером музыки) ❖ развитие коммуникативных функций (совместное выполнений игр, упражнений, движений под музыкальное сопровождение) ❖ развитие музыкальных способностей (выполнение общеразвивающих упражнений под музыкальное сопровождение) Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания. Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью 25 - 30 минут в соответствии с требованиями СанПина. Схема проведения занятий: 1. Приветствие 2. «Свободное движение» 3. Ритмическая разминка 4. Упражнения для развития мелкой моторики, развития речевых и мимических движений 5. Пение 6. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах 7. Танцы, хороводы 8. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам 9. Прощание 7 1.3. Подходы, принципы, условия к формированию "Программы", используемые методы. Технологической основой программы, в соответствии с требованиями ФОП ДО, является деятельный подход к музыкальному развитию ребёнка и к организации коррекционно – развивающей образовательной среды. Исходя из ФОП ДО в «Программе» учитываются: ➢ индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи; ➢ возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); ➢ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования; ➢ возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации; ➢ специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. «Программа» строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФОП ДО: ➢ полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение детского развития ➢ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования ➢ содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений в рамках НОД и СДД ➢ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ➢ сотрудничество организации с семьями ➢ приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства ➢ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности 8 ➢ возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития) ➢ учет этнокультурной ситуации развития детей Принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип непрерывности образования. В программе предусмотрено решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Принцип системности. Основная образовательная программа представляет собой целостную систему: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы. Коррекционные принципы: • принцип единства диагностики и коррекции реализуется при планировании коррекционно-развивающего обучения, построения индивидуального маршрута музыкального развития ребенка с нарушением речи в зависимости от прогнозов и результатов психолого-педагогического обследования. • принцип дифференцированного подхода предполагает создание специфических условий для полноценного включения ребенка в музыкально-коррекционный процесс в соответствии со степенью и характером речевых нарушений. • принцип доступности определяет необходимость отбора музыкального и речевого материала в соответствии с возрастом, речевыми возможностями, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями к обучению и воспитанию. • принцип активности обеспечивает эффективность любого вида музыкальной деятельности и предполагает применение приемов, стимулирующих пробуждение познавательного интереса и обеспечивающих его стойкость. 9 • принципы научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать развивающий музыкально-коррекционный процесс обучения. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: ▪ уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях ▪ построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития ▪ поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности ▪ поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности ▪ возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения ▪ защита детей от всех форм физического и психического насилия ▪ поддержка родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс Методы: o Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений: слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки, танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей и т.д. o Словесные методы обращены к сознанию. Они помогают осмыслению поставленных задач и сознательному выполнению двигательных упражнений: беседы, слушание и обсуждение, творческие игры, инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений. 10 o Практические методы связаны с практической деятельностью. Разновидностями этого метода, являются игровой прием, который дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает творческую инициативу и соревновательный прием используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков: дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и содержит интеграцию образовательных областей: Образовательная область «Социально коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно – эстетическое развитие» Содержание Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи; использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений. Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для 11 «Физическое развитие» обогащения содержания музыкальной деятельности, закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Развитие физических качеств в музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации. 1.4. Планируемые результаты освоения Программы и коррекционно-развивающей деятельности: Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и базируются на положениях ФГОС ДО, ФОП ДО, а также цели и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе. Возрастные характеристики возможных достижений детей 6-7 лет: Восприятие музыки Различает жанры музыкальных произведений (опера, концерт, симфонический оркестр). Запоминает и узнаёт мелодии по отдельным фрагментам произведения. Различает звуки по высоте в пределах квинты-терции; звучание музыкальных инструментов. Пение Поёт в диапазоне от «до» первой октавы до «ре» второй октавы, берёт дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, старается удерживать дыхание до конца фразы, своевременно начинает и заканчивает песню, обращает внимание на артикуляцию, эмоционально передаёт характер мелодии, поёт умеренно, громко и тихо. Развит навык сольного и коллективного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Проявляет самостоятельность и творческое исполнение песен разного характера. Развит песенный музыкальный вкус. Песенное творчество 12 Умеет придумывать мелодии. Самостоятельно импровизирует мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы. Музыкально-ритмические движения Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Свободно ориентируется в пространстве, выполняет простейшие перестроения, самостоятельно переходит от умеренного к быстрому или медленному темпу, меняет движения в соответствии с музыкальными фразами. Умеет исполнять танцевальные движения (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд). Музыкально-игровое и танцевальное творчество Развито танцевальное творчество: придумывает движения к пляскам, танцам, составляет композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. Самостоятельно придумывает движения, отражающие содержание песни, выразительно действует с воображаемым предметом. Проявляет активность и самостоятельность. Умеет инсценировать содержание песен, хороводов. Игра на детских музыкальных инструментах Исполняет простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Умеет играть на металлофоне, ударных инструментах; трещотках, погремушках, треугольниках. Исполняет музыкальные произведения в оркестре и ансамбле. Развито творчество, самостоятельно активно действует. Планируемые результаты коррекционно-развивающей деятельности: o правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении o грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения o владеет словарным запасом, связанным с содержанием музыкального образования o отражает в речи собственные впечатления, представления о музыкальных произведениях и музыкальном искусстве 13 1.5. Содержание диагностико-мониторинговой деятельности Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия. Для реализации поставленных задач необходимо осуществлять диагностико - мониторинговую деятельность в трёх направлениях: • диагностика, • контроль, • мониторинг. Важно определить принципиальные позиции диагностической работы с детьми, отобрать нужные формы и методы, разработать рабочую и отчетную документацию. Все это создаст условия для обеспечения управляемого позитивного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Диагностическое направление. o исследование индивидуальных особенностей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания. o выявление степени усвоения коррекционно - развивающей и образовательной программы. o построение психолого-педагогического прогноза и определения условий для более успешного преодоления отклонений в развитии. Мониторинговое направление - мониторинг реализации коррекционно- образовательного процесса (условия, процесс реализации). Основной целью индивидуальной диагностики является выявление и описание особенностей развития ребенка (познавательной деятельности, речевого развития, эмоционально - волевой и двигательной сферы, его актуальных знаний, умений и навыков, а также потенциальных возможностей). Анализ результатов обследования позволяет определить прогноз дальнейшего развития ребенка, отобрать содержание коррекционно-развивающего воздействия и наиболее эффективные методы психолого-педагогического воздействия применительно к воспитаннику. Контроль за развитием ребенка и осуществление мониторинга за реализацией педагогического процесса позволяет сделать работу более эффективной. 14 Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения определяются требованиями ФОП ДО, ФГОС ДО. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики. Вопрос о её проведении для получения информации о динамике возрастного развития ребёнка и успешности освоения им Программы, формах организации и методах решается непосредственно ДОУ. Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями: ▪ планируемые результаты освоения основной образовательной программы заданы как целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства ▪ целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей ▪ освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации оспитанников Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: ➢ индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) 15 ➢ оптимизации работы с группой детей ➢ периодичность проведения педагогической диагностики. (2 раза в год, стартовая диагностика – сентябрь, финальная диагностика - май) При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребёнка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребёнка. Формы и методы педагогической диагностики Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций. Специалисты используют специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития. Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за поведением ребёнка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребёнком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное. Наблюдая за поведением ребёнка, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребёнка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребёнка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребёнка в деятельности и взаимодействии. Результаты наблюдения фиксируются. Форму фиксации педагог выбирает самостоятельно. Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном 16 этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и его потребностей. Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и другое. Педагогическая диагностика по музыкальному развитию проводится также посредством диагностических заданий, разработанных специально для детей с ТНР (ОНР). Цель диагностики – определить уровень музыкальности ребенка. Вместе с тем, при необходимости, она позволяет проанализировать речевые навыки, связную речь, звуковую культуру речи (включая интонационную выразительность, правильное дыхание при разговоре, четкое произношение) и другие структурные компоненты системы языка. (Автор диагностики – Головина Бэла Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент). Наблюдение осуществляется в процессе самостоятельной деятельности детей и в специально организованной образовательной деятельности. Одни и те же диагностические задания повторяются несколько раз, но с различными музыкальными произведениями (по выбору музыкального руководителя и по желанию ребенка). Диагностика проводится 2 раза: в октябре и апреле текущего учебного года в следующих видах музыкальной деятельности: Восприятие музыки. • Умение различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии. • Умение различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян). • Умение слушать и оценивать качество пения и игру на музыкальных инструментах других детей. Пение. • Объём музыкальных впечатлений детей, развитие эмоциональной отзывчивости на песни разного характера. • Совершенствование певческих навыков, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; 17 • Точное интонирование мелодии, ритмического рисунка, умение петь слаженно, брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова, • Умение петь умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него. • Сформированность навыков сольного пения. Музыкально-ритмическая деятельность. • Умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом. • Умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. • Умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок. • Сформированность навыков выполнения танцевальных движений под музыку (кружение, «ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг). • Умение плавно поднимать руки вперед и в стороны и опускать их, двигаться в парах, отходить вперед от своего партнера. • Усвоение движений танцев, в которых используются эти элементы. • Умение самостоятельно исполнять танцы и пляски, запоминая последовательность танцевальных движений. • Отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая их с характером музыки. Игра на детских музыкальных инструментах. • Наличие навыков игры в ансамбле. • Усвоение приёмов игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность. • Точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру. • Наличие навыка самостоятельного инструментального музицирования. Форма проведения: групповая и индивидуальная. 18 Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих коррекционно-образовательных задач: o индивидуализации и дифференциации музыкального образования детей с ТНР (ОНР), построения его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития; o оптимизации работы с воспитанниками. Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей. Результаты педагогической диагностики фиксируются и заносятся в Карту развития ребёнка. Карты развития ребенка хранятся на бумажном и электронном носителе в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ, при переходе ребенка в другое ДОУ карта передается вместе с ребенком. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную творческую деятельность воспитанников, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс. Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать: ❖ сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку: передача словами, цветом, инструментальной и двигательной импровизацией характера и выразительных особенностей произведения, умение сравнить характер и выразительные особенности двух произведений. ❖ формирование координации музыки-слова-движения, навыков невербальной коммуникации с партнером и соблюдения правил игры, передача в инструментальных, двигательных и песенных импровизациях характера, настроения и выразительных особенностей произведения. ❖ проявление желания, активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения, формированию умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения. Развитие познавательного интереса происходит через знакомство с жанрами, характером музыки, ее выразительными особенностями, основными и сопутствующими художественными средствами, позволяющими ребенку осознать и воспринять произведение в целом. 19 Двигательные, инструментальные импровизации, ритмодекламации, рисование музыки, изображение характера произведения в цвете, позволяют в легкой игровой форме освоить и закрепить навыки музыкального восприятия, повысить интерес и создать условия для его устойчивого освоения музыкальной деятельности. 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 2.1. Особенности психоречевого и музыкального развития детей 6 -7 лет с ТНР Дети с нарушениями речевого развития – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе общего назначения. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети с поражением центральной нервной системы, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики. У таких детей отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. При первом уровне речевого развития (по Р. Е. Левиной) наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте, когда у детей без речевой патологии речь в основном сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Дети с такими особенностями относятся к так называемым «безречевым». 20 На втором уровне (по Р.Е. Левиной) появляются, хотя и искаженные, но общеупотребительные слова. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Третий уровень (по Р.Е. Левиной) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексикограмматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии взрослого и с его помощью. Свободное общение крайне затруднено. Четвертый уровень (по Т.Б. Филичевой) характеризуется легкими лексико-грамматическими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью при начале школьного обучения. Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции. Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У наиболее слабых детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словеснологического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Особую группу детей с нарушениями речи составляют дети с заиканием, ринолалией, дисфонией. При всем разнообразии патологических проявлений (наличие судорожности в процессе речевого акта при заикании, грубые нарушения звукопроизношения и несформированность фонематического восприятия при ринолалии, нарушения качества голоса при дисфонии), существует ряд общих психолого-педагогических особенностей, характеризующих этих детей. Это, прежде всего, личностные нарушения – фиксированность на дефекте, трудности вербальной коммуникации, речевой и поведенческий негативизм, что усложняет структуру нарушений и ведет к нарушению социальной адаптации. 21 В музыкальном развитии продолжается приобщение детей с ТНР к музыкальной культуре. Формируется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, они эмоционально откликаются при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку. Дети могут различать музыкальные произведения разных жанров, стилей, эпох, узнают и называют знакомые произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков. Интерес к восприятию (слушанию) музыки становится достаточно устойчивым. Развиваются музыкально-сенсорные способности. Ребенку седьмого года жизни свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным для него становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. Несмотря на ограниченные возможности здоровья, детям свойственна направленность на результат, на создание понятного и выразительного образа. Стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством. Содержание образовательной работы по ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Эффективность программы отслеживается по входной и выходящей диагностике музыкальных способностей детей К. В. Тарасовой. Показатели развития – эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма, репродуктивный компонент музыкального мышления (способность восприятия и анализа музыки), продуктивный, творческий компонент музыкального мышления (инструментальная импровизация). 2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Содержание образовательных процессов осуществляется с учетом основных видов деятельности. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. 22 Вариативность форм образовательной деятельности. Виды деятельности Игровая Коммуникативная Продуктивная Музыкально-художественная. Двигательная. Восприятие художественной литературы. Формы работы. Сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры. Беседы, ситуативный разговор, отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами, коммуникативные танцы. Мастерская по изготовлению музыкальных. инструментов, реализация проектов, изготовление атрибутов Импровизация, музыкально - дидактические игры, слушание, подвижные игры с сопровождением, имитационные движения, разучивание. Подвижные игры с правилами, игровые упражнения, танцевальные движения. Чтение, разучивание, театрализация, обсуждение, постановка проблемной ситуации. Предметно-развивающее обеспечение программы осуществляется по двум основным направлениям: Совместная музыкальная деятельность Самостоятельная музыкально-творческая деятельность. ▪ Центры музыкального развития, где имеются: немые инструменты, ноты; шумовые и музыкальные инструменты, нестандартное оборудование. ▪ Аудиотека с классической русской и зарубежной музыкой. ▪ Иллюстрационный материал: картины природы по временам года, картины для знакомства с жанрами музыкальных произведений, образные картины. ▪ Изображения инструментов симфонического, ▪ Музыкально - дидактические игры. ▪ Различные атрибуты. 23 народного оркестров. ▪ Портреты композиторов. ▪ Музыкально - дидактические игры. ▪ Картотеки речевых игр для развития двигательных навыков, для развития голоса, для развития фонематического слуха, пальчиковых игр, игр с массажем, хороводом с пением. ▪ Портреты композитора, с произведениями которого дети знакомятся на музыкальных НОДах. ▪ Оригинальные шумовые музыкальные инструменты для элементарного творческого музицирования. Ожидаемые результаты: К концу года дети должны уметь: Музыкально-ритмические движения: уметь выполнять знакомые движения под незнакомую музыку, тем самым проявляя творчество. Развитие чувства ритма, музицирование: уметь пропеть простейший ритмический рисунок. Слушание: уметь различать двух- и трёх- частную форму, уметь определять простыми словами характер произведения. Распевание, пение: узнавать песню по вступлению, по мелодии, сыгранной или спетой без слов, уметь начинать и заканчивать пение с музыкой, аккомпанировать себе на музыкальных инструментах. 2.3 Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ТНР В современных условиях педагогам ДО отводится немаловажная роль в коррекции и развитии детей дошкольного возраста. Необходимым условием реализации ФГОС ДО, ФОП ДО становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, при котором большую роль играет формирование тесного сотрудничества всех его участников. Согласно ФГОС ДО, ФОП ДО образовательные области являются взаимодополняющими, поэтому участие музыкального руководителя предусматривается в той или иной мере при реализации каждой из них. Цель маршрута: помочь ребенку с ТНР активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности. 24 Задачи: o Создать благоприятное образовательное пространство в ДОУ и семье с достаточной степенью свободы музицирования. o Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру. o Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы педагога в соответствии с программным содержанием, воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. o Анализировать достижения ребёнка в контексте реализации целевых ориентиров, заявленных ФГОС. o Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка. o Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи, а также психолого-педагогическую компетенцию родителей, других взрослых в вопросах поддержки и сопровождения детей с ОВЗ. Принципы построения маршрута: 1. Принцип системности опирается на повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения. 2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. 3. Принцип комплексности предполагает, что устранение нарушений должно носить психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. 4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных и музыкальных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами. 5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие, а также имеет место интегрированный и личностно-ориентированный подходы. 25 Индивидуальный образовательный маршрут даст ребенку возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития его способностей, обеспечит тесную связь с другими специалистами и семьей. Средствами обучения являются: музыкально-дидактические игры, вокальные упражнения, театрализованные игры, логоритмика, психогимнастика; репертуар, подобранный в соответствии с физическими и психическими особенностями детей; элементы костюмов; фортепиано; музыкальный центр; шумовые инструменты; аудио и CD диски, мультимедийная установка. Подбор технологического инструментария осуществляется с учетом доступности и художественной выразительности. Технологический инструментарий подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. В течении года может изменяться, дополняться, варьироваться. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ТНР максимально позволяет построить работу для его музыкального и творческого развития. При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы: • изучение документов, личных дел • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка • изучение социума (социального окружения) ребенка • диагностические исследования. Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка: 1. Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке. 2. Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития. 3. Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий. 4. Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы. 26 2.4. Карта развития детей с ТНР. Направления коррекционной работы. При изучении личностных особенностей детей, уровня их развития выявилось, что слабо развиты эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство музыкального ритма. музыкальной памяти, певческих навыков. Не развито умение координировать движения с музыкой и речью, ориентироваться в пространстве. По характеру воспитанники доброжелательны, отзывчивы. Проявляют интерес к музыкальной деятельности. Ситуация успеха вызывает у детей положительные эмоции. Цель музыкального развития ребёнка с ТНР - развитие музыкально-сенсорных способностей: ➢ эмоциональной отзывчивости на музыку, умения выражать эмоции мимикой и жестами; ➢ развитие чувства музыкального ритма, слухового внимания, певческих навыков, памяти: ➢ развитие умения координировать движения с музыкой и речью, ориентироваться в пространстве Методическое сопровождение: Программа «Ладушки» И. Каплуновой Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» Н.В. Нищева, «Новые логопедические распевки» Н.В. Нищева. «Музыкальные пальчиковые игры» Н.В.Нищева. «Логопедические распевки» Т.С. Овчинникова. «Логоритмика в детском саду М.Ю. Картушина. «Ритмическая мозайка» А.И. Буренина, «Психогимнастика» М.И. Чистякова. Ожидаемые результаты: ❖ Повысится уровень развития ребенка. ❖ Появится умение эмоционально откликаться на музыку разного характера. ❖ Повысится уровень развития музыкально-сенсорных способностей. ❖ Появится умение координировать движения с музыкой и речью, ориентироваться в пространстве. 2.5 Индивидуальный образовательный маршрут – ИОМ 27 Коррекционный образовательный маршрут – это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями воспитанника, исходя из его конкретного диагноза. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыка» Фамилия, имя: К. Диана, Б. Рита, П. Артур, П. Даша, Ф. Богдан (диагноз – ТНР) М. Тимур (категория «ребёнок – инвалид») Подготовительная группа общего развития Периодичность занятий:2 раза в неделю Длительность: 20-25 минут Срок реализации: 1 год Музыкальный руководитель: Горюнова Е. В. Психолого-педагогический статус (уровень психического развития, уровень развития общения и деятельности, уровень усвоения ребенком программного материала) Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной. Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь). Нарушена ориентировка в пространстве, испытывают трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под». Вследствие повышенной возбудимости наблюдаются неспособность к длительному напряжению, очевидна 28 утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности. Преобладающее настроение – позитивное, но не всегда умеют управлять своими чувствами и поведением. Сталкиваясь с трудностями, нуждаются в поддержке взрослого. Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Неполноценная речевая деятельность влияет на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно- волевой сферы. Характеристика уровня психофизической Синдром дефицита внимания и гиперактивности. ОНР 4 уровня. подготовленности Категория «ребёнок – инвалид» Общая характеристика и рекомендации ПМПК, По результатам комплексного обследования сделано включая характер адаптации ребенка к условиям ДОУ медицинское заключение о возможности регулярного посещения детьми группы общего развития. Речевое отставание отрицательно сказывается на развитии памяти, внимания, заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания. Для детей с общим недоразвитием речи характерно некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, снижены скорость и четкость их выполнения. Дети испытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Недостаточная координация движений прослеживается во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Игровая деятельность детей с речевыми нарушениями складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого. Игровые действия протекают 29 при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Фонематическое восприятие нарушено; не развит звуковой анализ и синтез. Есть необходимость в коррекционно-развивающей работе. Рекомендовано проводить индивидуальную коррекционную работу по индивидуальному плану в образовательной области «Музыка» (20-25 минут с каждым ребенком 2 раза в неделю), придерживаясь гибкого графика, чтобы не лишать ребенка возможности поиграть с детьми. Организационно-педагогические условия реализации Образовательные технологии, программы: ИОМ • «От рождения до школы» - основная общеобразовательная программа дошкольного образования (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. • «Ладушки» И. Каплуновой • «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой • «Музыкальная коррекция детей с ОВЗ» Е.Н.Катышева • «Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет в музыкальной деятельности» - корекционно-развивающая программа М. А. Федосеева • «Логопедическая ритмика в системе коррекционноразвивающей работы в детском саду» Н.В. Нищева, • «Новые логопедические распевки» Н.В. Нищева. • «Музыкальные пальчиковые игры» Н.В.Нищева. • «Логопедические распевки» Т.С. Овчинникова. • «Логоритмика в детском саду М.Ю. Картушина. 30 Здоровьесберегающие технологии • «Ритмическая мозайка» А.И. Буренина, «Психогимнастика» М.И. Чистякова. • Здоровьесберегающие технологии Формы контроля и учета достижений ребенка с ТНР: – заполнение индивидуальной карты развития - составление диагностического мониторинга o Валеологические песенки-распевки (поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению); o Дыхательная гимнастика (повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развиваются певческие способности детей. o Артикуляционная гимнастика (повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание). o Оздоровительные и фонопедические упражнения (укрепление голосовых связок детей, подготовка их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей). o Игровой массаж (повышаются защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма). o Пальчиковые игры (развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук). o Речевые игры (эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности). o Музыкотерапия: 31 Планируемый результат коррекционно-развивающей работы. Планируемый результат коррекционно-развивающей работы. - инструментальная музыкальная терапия - вокалотерапия - танцетерапия - музыкальная релаксация Данные технологии повышают иммунитет детей, снимают напряжение и раздражительность, направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребёнка, на приобретение навыков расслабления, активный метод коррекции природных данных: голоса, слуха, чувства музыкальной формы. Разработанные в ДОУ системы коррекции показывают возможности детей с ТНР достигать достаточного уровня психического развития, преодолевая негативное влияние речевого дефекта как на формирование сенсорной, так интеллектуальной и эмоциональной сфер личности. Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Запоминает и узнаёт мелодии по отдельным фрагментам произведения. Развит навык сольного пения с музыкальным сопровождением. Проявляет самостоятельность и творческое исполнение песен разного характера. Сочиняет мелодии различного характера: ласковую колыбельную, бодрый марш, весёлую плясовую. Развито чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание. Умеет инсценировать содержание песен, хороводов. Исполняет простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в 32 повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы. Состояние материально-технической базы МБДОУ «Родничок» соответствует современным требованиям и санитарным нормам. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают: ✓ игровую, познавательную, творческую активность воспитанников, ✓ двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; ✓ эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; ✓ возможность самовыражения детей. Оснащение музыкального зала для индивидуальной коррекционной работы: - Наличие специализированной методической литературы - музыкальный центр - музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино, лесенка). 33 - детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба, трещотка, треугольник, колокольчики). - «поющие» игрушки. - звучащие предметы-заместители. - ложки, палочки, молоточки, кубики. - магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей, «голосов природы». - музыкально-дидактические игры - портреты композиторов - альбомы по творчеству композиторов - игрушки (по темам) - наглядно - иллюстративный материал - настольно-печатные музыкально-дидактические игры - атрибуты для игр-плясок (согласно программному репертуару) - кукольный театр - картотека предметных картинок «Музыкальные инструменты» Применение ИКТ- технологий способствует формированию основ информационной культуры педагога и воспитанников и используются для: ▪ подбора иллюстративного и дидактического материала; ▪ разработки информационных материалов по всем направлениям деятельности: презентаций, видеосюжетов, видеороликов; ▪ для методического сопровождения образовательного процесса по Программе; ▪ для оформления документации, отчетов. Введение ИКТ в работу с детьми с ТНР (ОНР) подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых речевых отклонений в развитии, что способствует дальнейшей социализации ребенка. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия музыкального руководителя и ребенка в рамках коррекционно-образовательного процесса. 34 Программа реализует вариативную модель образовательной деятельности, в которой представлен современный подход к организации музыкального образования в соответствии с общепринятыми и коррекционными методами , средствами образования и адекватными возрасту детей формами организации образовательной деятельности. 3.2. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников Взаимодействие с семьями детей строятся на основе сотрудничества и направлено на осуществление полноценного развития ребенка, создание равных условий образования детей не зависимо от достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды и на выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования. ФГОС ДО ориентирует родителей на участие в реализации программы, для создания своевременного развития ребенка. Родители являются участниками всех проектов, независимо от того какая деятельность в них доминирует. Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребёнка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Участие родителей в жизни ребёнка не только дома, но и детском саду помогает им: ▪ увидеть мир с позиции ребёнка (смотрю на мир твоими глазами); ▪ относиться к ребёнку как к равному партнёру (допускать его в свою взрослую жизнь); ▪ понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми (каждый ребёнок уникален и он - будущая личность); ▪ знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их при воспитании (со стороны педагогу виднее, он специалист); ▪ проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей; ▪ установить хорошие доверительные отношения с ребёнком Основными формами взаимодействия с родителями воспитанников по реализации образовательных областей являются: ✓ Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей. ✓ Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества. 35 ✓ Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей. ✓ Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественноэстетического воспитания ребёнка. ✓ Участие родителей и детей в театрализованной деятельности: совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов. ✓ Проведение музыкальных праздников, досугов с привлечением родителей. ✓ Организация совместных посиделок. Только в тесном сотрудничестве с семьёй, при создании благоприятного микроклимата во взаимоотношениях музыкального руководителя и родителей можно достичь желаемой цели в развитии дошкольников. 3.3 Перспективный план коррекционной работы на 2024 г. – 2025 г. Дата Задачи Репертуар Сентябрь Развивать певческие навыки, чувство ритма; Распевки: «Добрый день», «Ручеек»: Развивать мелкою моторику; Музыкальное упражнение «Кукушка»; Развивать умение передавать образ мимикой и Музыкально-речевая игра «Туки- тук»; жестами, выражать удовольствие; Музыкально-речевые упражнения: «Веснянка», Развивать подвижность и силу пальцев рук, «Дождик, «Уж как шла лиса», «Кап-кап-кап»; точность их движения; Музыкально-ритмические упражнения: Развивать умение координировать движения с «Молоточки», «Мы сейчас пойдем направо»; музыкой и речью, внимание, творческое Игра с мячом. воображение, выразительность движений; Развитие общей моторики, умения ориентироваться в пространстве. Октябрь Развивать умение петь протяжно, плавно, Голосовые упражнения: «Музыкальное здравствуйте», правильно брать дыхание «Добрый день», «Музыкальная голосилка»; Развивать умение выражать эмоции; Музыкальное упражнение «Осень»; Формировать умение координировать движения с Танец «Весело идем»; 36 Ноябрь Декабрь Январь музыкой и речью, развивать чувство ритма; Музыкально-ритмическая композиция «Все мы делим Развивать умение ориентироваться в пространстве. пополам»; Упражнение «Танцует медведь». Развивать умение петь протяжно, работать над Голосовые упражнения:Здравствуйте», Добрый день»; iegato; Логопедическая распевка «Колыбельная», «Заяц»; Развивать умение выражать эмоции; Песня «Часы» Развивать слуховое внимание, мелкой моторики, Музыкально-дидактическая игра «Кто как идет» чувство ритма; Музыкальная игра «Замри»; Развивать умение координировать движения с Музыкально-ритмическая композиция «Антошка»; музыкой и речью, память, внимание, быстроту Двигательные упражнения: реакции; «Зайки», «Волк», «Медвежата». Развивать чувство ритма, умение передавать эмоции мимикой и жестами; Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать певческие навыки, чувств ритма; Песенки-распевки: «Хей, хей, привет», «Едет воз»; Развивать мелкую и общую моторику; Упражнение: «Тихо, громко, очень громко», Развивать слуховое внимание. восприятие, силу «Воробьи - воробьишки»; голоса; Пальчиковая игра «Снежок»; Развивать внимани , память, ловкость, быстроту Музыкально-речевая игра «Снегири»; реакции; Игра с мячом; Развивать умение координировать движение с Театрализованная игра «Мимика»; музыкой и речью; Музыкально-ритмическая композиция «Лошадки» Развивать умение передавать эмоции, выражать эмоции мимикой и жестами; Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развитие умения петь протяжно, мягким звуком с Голосовые упражнения: «Здравствуй зимушка-зима», разной динамикой; «Едет воз»; 37 Февраль Март Развитие слухового внимания, восприятия силы звуков; Развитие мелкой моторики; Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; Развитие умения координировать движения с музыкой и речью; Развитие умения ориентироваться в пространстве, чувства ловкости, быстроты реакции. Развитие певческих навыков, чувства ритма; Развитие умения выражать эмоции мимикой и жестами; Развитие общей моторики, умения координировать движения с музыкой и речью; Развитие умения ориентироваться в пространстве. Развивать певческие навыки, чувство ритма; Развивать мелкою моторику; Развивать умение передавать образ мимикой и жестами, выражать удовольствие; Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движения; Развивать умение координировать движения с музыкой и речью, внимание, творческое воображение, выразительность движений; Развитие общей моторики, умения ориентироваться в пространстве. 38 Музыкальная скороговорка; Упражнение «Тихо-громко-очень громко», «Зайцы и лиса»; Игра с мячом; Музыкальная игра «Буги-вуги» Музыкальное упражнение «Здравствуйте»; Вокальное упражнение№ 1, 2 (логопедические распевки); Музыкально-речевая игра «Снегири»; Музыкально-ритмическая игра «Лошадки» Театрализованная игра «Мимика» Музыкальная игра «Буги-вуги» Распевки: «Добрый день», «Ручеек»: Вокальное упражнение № 3 (логопедически распевки); Музыкальная скороговорка; Музыкально-речевое упражнение: «Звери»: Музыкальная игра: «Туки-тук»; Музыкально-речевая игра «Снегири»; Музыкально-ритмическая игра «Лошадки»; Пальчиковая игра «Ловкие ручки»; Этюд «Прочитай письмо»; Мимическое упражнение «Вкусное варенье» Музыкально-ритмическое упражнение «Мы ногами Апрель Май Развивать певческие навыки, звуковысотный слух, чувство ритма; Развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление: Развивать умение выражать эмоции в мимике, пантомиме, напористость, уверенность в себе; Развивать общую моторику, воображение, умение ориентироваться в пространстве; Развивать умение координировать движения с музыкой и речью. Развивать мышцы речевого аппарата Учить различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, интонации музыки, близкие речевым Петь в подвижном темпе, высказываться об особенности песни – темп, динамика, характер. Развивать пространственные представления. Нормализация вегетососудистого тонуса Четко и ритмично аккомпанировать на детских металлофонах 39 топ-топ-топ». Распевки: «Добрый день», «Ручеек»: Музыкальное упражнение «Кукушка»; Музыкально-речевая игра «Туки- тук»; Музыкально-речевые упражнения: «Веснянка», «Дождик, «Уж как шла лиса», «Кап-кап-кап»; Музыкально-ритмические упражнения: «Молоточки», «Мы сейчас пойдем направо»; Игра с мячом. «Здравствуйте» - артикуляционная гимнастика «Сказка в музыке» С.Майкапар «Верблюд» М.Андреевой «Боковой галоп» «Приставной шаг» «Веселый музыкант» - игровой массаж «Я на горку шла»