23.10.2023
20.10.2024
СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки.
Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и
после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во
рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает
и произношение.
СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти
и уклада языка).
СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки
окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от
природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно
задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она
объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия
словами.
СОВЕТ 4
– Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные
взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу
выговориться, с интересом выслушивая его.
СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза.
Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.
СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих,
является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой
ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье
тормозит речевое и психическое развитие.
СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей,
если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать
слово или фразу. Речь взрослых сливается в не воспринимаемую массу звуков.
Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А
позже начинает говорить смазано. Возможно появление заикания, так как ребёнок
старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.
СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз
одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое
слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.
СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся
движением (как зайка
прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).
СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой
моторики (центры речи и
движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение
в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы
работал весь плечевой пояс.
СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев
на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих
полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап»
и т. д.
СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое
здоровье ребенка. Часто
болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым
расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку
выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного
просматривания фильмов ужасов и пр.
СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте
речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие
произносит.
СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и …
осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте
неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение
и попытаться его повторить.
СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте
активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
24.10.2024
-Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
- При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
- He подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.
-
Своевременно устраняйте недостаток речи
ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте
осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично
поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или
говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
-
Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен
ли ему ваш ответ?»
- Если в доме есть диктофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков:1-2 года: А, О, Э, П, Б, М.
2-3 года: И, Ы, У, Ф, В, Д, Т, Н, Г, К,Х, И
3-5 лет: С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ.
4-5 лет: Р, Л
К 5-6 годам ребёнок должен овладеть
правильным произношением всех звуков речи. Если речь его неправильна и
косноязычна, надо помочь ему научиться говорить правильно.
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
1. Сформированность звуковой стороны
речи. У ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков
всех фонетических групп.
2. Сформированность фонематических
процессов, умение слышать, различать фонемы родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: умение выделять начальный гласный звук; анализ обратного слога; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой, читать по слогам.
4.
Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять
слова с уменьшительно - ласкательным значение, умение образовывать слова в
нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами,
образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического
строя речи: умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в
предложениях, распространять однородными и второстепенными членами; работать с
деформированным предложением; составлять предложения по опорным словам и
картинкам.
6. Словарный запас ребёнка должен
соответствовать возрасту. Словарь ребенка до 3500 слов. Ребенок должен уметь
обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи,
фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт,
профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности,
знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных.
7. Связная речь
Уметь связно, последовательно, а
также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать
языковые средства, соответствующие виду высказывания. Владеть навыком полного и
краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по
серии картин, из личного опыта.
Владеть нормами речевого этикета:
использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в
соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать
вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
Наличие даже небольших отклонений в
фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в
усвоении программы общеобразовательной школы.