№ п/п Содержание 1. Целевой раздел 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 3. 3.1. 3.2. 3.3. Пояснительная записка Цели и задачи и условия реализации Программы Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей Программы Характеристики особеннотей развития детей дошкольного возраста с ЗПР Страница 3-5 5-6 7-8 8 - 11 Содержательный раздел Описание образовательной деятельности по освоению детьми с ЗПР ОО «Художественно-эстетическое 11 - 16 развитие» раздел «Музыка». Индивидуальная программа развития ребёнка с ЗПР 16 - 18 Индивидуальный маршрут развития ребёнка – инвалида с ЗПР 18 - 22 Перспективный план индивидуальной коррекционной работы 22 - 34 Организация педагогической диагностики и мониторинга для детей с ЗПР 35 - 36 Организационный отдел Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ЗПР Материально – техническое обеспечение Программы Методическое обеспечение Программы 2 36 - 37 37 - 38 38 - 39 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и очень действенное средство воздействия на детей. Она обладает удивительной силой, и поэтому является одним из самых сильных средств развития внутреннего мира ребёнка. Специфика музыкального воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего, чувства ребёнка, обогащает их, способствует развитию эмоциональной отзывчивости. Музыкальные занятия расширяют кругозор детей, активизируют познавательные процессы, развивает образное мышление, творческое воображение. Разработанная музыкальным руководителем ДОУ «Рабочая программа» по реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребёнка - инвалида с ЗПР 6 -7 лет МБДОУ «Детский сад «Родничок» представляет собой локальный акт образовательного учреждения. Музыкальный руководитель ДОУ имеет педагогическое образование, высшую квалификационную категорию, стаж педагогической деятельности 44 года. Своевременно проходит курсы повышения квалификации. Программа разработана в соответствии с: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264 • Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) • Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования». • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 3 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и/или безвредности для человека факторов среды обитания»; • Национальной доктриной образования в РФ на период до 2025г.; • Квалификационными характеристиками должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593); • Конвенции о правах ребёнка (ратифицированной Верховным Советом Союза ССР от 13 июля 1990 г.); Устава МАДОУ детского сада №19 «Земляничка». Программа разработана на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Родничок», которая в свою очередь разработана в соответствии с ФОП ДО. Рабочая программа рассчитана на один учебный год. Программа составлена в соответствии с требованиями основных нормативных документов, на основе активизации разных видов детской деятельности воспитанников, полного взаимодействия и преемственности в работе всех специалистов ДОУ и родителей (законных представителей) дошкольников. Рабочая программа определяет цель, задачи и принципы, формы и методы деятельности музыкального руководителя, особенности воспитанников с задержкой психического развития, примерный результат освоения программы и пр. Основной целью Программы является развитие музыкальных творческих особенностей ребенка с задержкой психического развития в различных видах музыкальной деятельности. Коррекционная работа обеспечивает помощь семье в воспитании ребёнка – инвалида дошкольного возраста с ЗПР, в оздоровлении и коррекции недостатков в развитии, в охране и укреплении физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей ребёнка. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском. В основу рабочей Программы положен поли - художественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности. Общий объем рабочей программы рассчитан в соответствии с возрастом воспитанника, основными направлениями его развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: o образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации музыкальной деятельности (НОД, праздники, развлечения); o образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; o самостоятельную деятельность; 4 o взаимодействие с семьёй ребёнка по реализации основной дошкольной общеобразовательной программы. 1.2. Цели, задачи и условия реализации Программы Цель Программы: Формирование у ребёнка - инвалида с ЗПР интереса и ценностного отношения к музыкальной деятельности, приобщение к искусству. Создание условий для развития музыкально-творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей его развития и состояния здоровья. Задачи Программы: ➢ всестороннее развитие музыкальных способностей и задатков дошкольника в детском образовательном учреждении ➢ воспитание интереса и любви к музыке, как неотъемлемой составляющей жизни человека ➢ расширять и уточнять представления о средствах музыкальной выразительности, о жанрах и музыкальных направлениях, исходя из особенностей интеллектуального развития ребёнка ➢ формирование у дошкольника деятельно - практического отношения к музыке ➢ обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ЗПР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса ➢ формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития дошкольника с ЗПР Коррекционные задачи: ▪ оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. ▪ нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. ▪ укрепление и тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений. ▪ исправления речевых недостатков, невнятного произношения, проглатывания окончания слова. Условия реализации программы: - хорошо освещенная, проветриваемая, достаточно просторная комната-зал с хорошей звукоизоляцией для избежания посторонних звуков, которые могут помешать процессу; - набор музыкальных инструментов; 5 - использование разнообразного наглядно-зрительного, наглядно-слухового и дидактического материала: игрушек, иллюстраций, предметов прикладного искусства, художественного слова, аудио. Срок реализации программы – один год. Для проведения музыкально-коррекционных занятий создано безопасное пространство, обстановка подобрана специально для музыкальной терапии. Музыкальные коррекционные занятия имеют особенности в построении и отборе репертуара. Прежде всего, это игровой материал: - игры со словом; - музыкально-дидактические игры; - игры с пением и хороводы; - этюды на развитие мимики, жеста; - игры на развитие ориентировки в пространстве; - игра на детских музыкальных инструментах (ударно-шумовых, мелодических, народных); - упражнения, направленные на развитие основных движений, мелкой моторики рук (с предметами и без них), на активизацию внимания, на координацию движений, - танцевальные и плясовые движения. Фронтальные периоды непосредственно образовательной деятельности Постановка диафрагмально-речевого дыхания. Развитие координации движений. Музыкотерапия. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие эмоциональной сферы. Развитие сенсорной культуры. 6 1.3. Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы Программа имеет в своей основе следующие принципы: ✓ принцип единства диагностики и коррекции развития (соответствие цели и содержания коррекционной работы) ✓ принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития (индивидуальный подход к ребенку) ✓ деятельностный принцип (выбор средств, способов достижения поставленной цели) ✓ принцип систематичности (непрерывность, регулярность, планомерность коррекционного процесса) ✓ принцип наглядности (единство чувственной и логической ступеней познания) ✓ принцип учета эмоциональной сложности материала (стимулирование положительных эмоций) ✓ принцип комплексности (связь музыкально-коррекционных занятий с другими видами психолого-педагогического воздействия) ✓ принцип индивидуализации (учет возможностей, особенностей развития и потребностей ребенка) Все рассмотренные принципы связаны между собой и определяют единство коррекции, профилактики и развития детей с ОВЗ в процессе проведения музыкально-коррекционных занятий. В основу Программы положен поли художественный подход, который направлен на взаимодействие разных искусств, разнообразных видов художественной деятельности в процессе одного занятия, и рассматривается как качественно новый уровень художественного образования и эстетического воспитания, выявляет, с помощью каких выразительных средств передается настроение в музыке, танце, изображении, поэзии – ритм, гармония, динамика, мелодика, композиция, форма, равновесие и др. Обучение и воспитание соматически ослабленных детей в образовательно воспитательном процессе имеют реабилитационную направленность. Педагоги владеют информацией о состоянии здоровья, знанием возрастных и индивидуальных особенностей, специфических возможностей развития ребенка. Компетентностный подход позволяет педагогам структурировать содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с потребностями, интересами воспитанника. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. 7 Связь с другими образовательными областями: «Физическое развитие» Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. «СоциальноРазвитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов коммуникативное устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. развитие» Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу «Познавательное Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины развитие» мира в сфере музыкального искусства, творчества «Художественное- Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование эстетическое художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления развитие» результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. «Речевое Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия развитие» художественных произведений 1.4 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с ЗПР Знание возрастных особенностей детей даёт возможность находить более эффективные способы управления психическими процессами ребёнка, в том числе и музыкальным развитием. Категория детей с ЗПР характеризуется ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специализированной квалифицированной коррекционной помощи. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У большинства детей данной категории наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения и недостатки целенаправленной деятельности на фоне энцефалопатических и невротических расстройств, таких как повышенная истощаемость и моторная возбудимость, нарушение активного внимания и работоспособности, эмоциональные расстройства. 8 Дети с ЗПР требуют глубокого, всестороннего их изучения, выявления индивидуальных особенностей, уровня развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, потенциальных возможностей развития, запаса знаний и представлений об окружающем мире, умений и навыков в различных видах деятельности. Многообразие проявлений ЗПР в дошкольном возрасте определяется следующим: эти нарушения имеют полиморфный характер, их психологическая структура сложна. Также возможны и различные сочетания сохранных и несформированных функций. Для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях МБДОУ необходима характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста с ЗПР. Выделяют четыре основные группы детей с ЗПР ✓ Дети с относительной сформированностью психических процессов, но сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются дети с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной формами ЗПР. ✓ Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально - органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенного происхождения и с осложненной формой психофизического инфантилизма. ✓ Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но с достаточной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально - органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса). ✓ Дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженной познавательной активности. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, обнаруживающих первичную дефицитность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и пр., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности, ее программирования, регуляции и контроля. 9 Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Показатели психического развития детей с ЗПР в возрасте семи лет. Для дошкольников с ЗПР, особенно к концу дошкольного возраста, характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера, познавательная активность, целенаправленность, контроль, работоспособность при относительно высоких показателях развития мышления. Недостаточная познавательная активность, нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, могут серьезно тормозить эффективность развития и обучения ребенка, усвоение им учебного материала. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы отрицательно влияет на поведение дошкольников с ЗПР. Уровень развития игровой, сенсорно-перцептивной, интеллектуальной деятельности семилетнего дошкольника с ЗПР характеризуется следующими особенностями: ✓ Игровая деятельность. Задержка в развитии игровой деятельности наблюдается при всех формах ЗПР, что имеет очень важное значение в подготовке к учебной деятельности. Дети чаще предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту. Сюжетно-ролевая игра сформирована, но сюжет игры недостаточно развернут, наблюдаются повторения сюжета, подражательность. В процессе сюжетно-ролевой игры возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом, трудности выполнения определенных ролей. Они не принимают предложенную им игровую роль, затрудняются в соблюдении правил игры, предпочитают индивидуальные или парные игры. ✓ Сенсорно-перцептивная деятельность. Недоразвитие обобщенности, предметности и целостности восприятия негативно отражается на формировании зрительнопространственных функций. В процессе дифференцировки сложных геометрических форм наблюдаются хаотичные способы работы, без предварительной ориентировки в задании. В целом характерно выраженное недоразвитие конструктивной и изобразительной деятельности, которое наглядно проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование. 10 ✓ Интеллектуальная деятельность. Затруднено решение задач без опоры на наглядность. Порядковый счет сформирован, но при дифференцировке количества с трудом переключается на один признак, иногда соскальзывает на форму или цвет объектов. При обобщении методом исключения ориентируется на существенный признак предмета, но мотивировка ответа недостаточно четкая. Составляет последовательные умозаключения в рассказах средней трудности, выделяет причинно-следственные отношения, но затрудняется в составлении развернутого рассказа. Затруднено слияние знакомых букв в слоги, иногда путает схожие по звучанию звуки или по начертанию буквы, процесс чтения формируется медленно. Все вышеназванные линии развития задают тон психофизическому, личностному и социальному развитию дошкольника и позволяют более четко определить специфические образовательные потребности ребенка с задержкой психического развития на дошкольном этапе образования с учетом структуры отклоняющегося развития, уровня актуального развития и состояния здоровья каждого воспитанника 2. Содержательный раздел 2.1. Описание образовательной деятельности по освоению детьми с ЗПР образовательной области «Художественноэстетическое развитие» раздел «Музыка» Музыкальное воспитание и развитие координационных способностей детей с ЗПР осуществляются в разных формах, которые отражают тесную связь между психолого-педагогическим и медицинскими аспектами коррекционно-воспитательной работы. Одной из главных форм коррекционно - развивающей работы с детьми ЗПР является музыкальная деятельность. Музыкальная деятельность на всех этапах обучения проводится в совместном сотрудничестве музыкального руководителя, учителя-дефектолога и воспитателя. У детей с проблемами в развитии глубоко недоразвиты все стороны восприятия музыки, нарушены все элементы музыкального слуха: звуковысотный, ритмический, динамический. Отмечается слабость и неустойчивость дыхания, монотонный голос. Это затрудняет самостоятельное участие детей в пении, а недоразвитие ритмического слуха в сочетании с нарушениями движений отрицательно сказывается на возможности овладения танцем, музыкальной ритмикой. Мир музыки позволяет получать детям новые впечатления, приобщиться к восприятию новой информации. 11 Коррекция нарушений, имеющихся у детей, осуществляется путем их участия в различных видах музыкальноритмической деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки. Художественно-эстетическое развитие предполагает: ➢ развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; ➢ формирование словесного, музыкального развития, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; ➢ формирование элементарных представлений о видах искусства; ➢ восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; ➢ реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Рабочая программа по развитию музыкальности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разработана с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей с ЗПР. Она предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Предпочтительными формами организации образовательного процесса по развитию музыкальности у детей с ЗПР являются: индивидуальная, подгрупповая, групповая. Образовательная деятельность по разделу «Музыка» осуществляется в процессе НОД, развлечений, праздников, в самостоятельной игровой деятельности. НОД - основная форма организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития детей. Задачам реализации музыкально-творческого развития детей с ЗПР отводится значительная роль. Формирование и развитие музыкального творчества ребенка рассматривается во всех трех позициях музыкальной деятельности: ребенок слушатель, ребенок - исполнитель, ребенок - сочинитель. Различение некоторых свойств музыкального звука (высоко - низко, громко - тихо). Понимание простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь – низкий регистр). Различение того, что музыка бывает разная по характеру (веселая – грустная). Сравнение разных по звучанию предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, 12 исследование качества музыкального звука: высоты, длительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вербальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку. Стержнем музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлению предпочтений, желания слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность. В области музыкального воспитания, образования и развития детей стоят следующие задачи: o Развитие музыкального восприятия. o Формирование музыкальной культуры, интереса и любви к музыке, желание слушать и исполнять ее. o Развитие музыкальных способностей: эмоционально различать ладовые функции, формирование чувства ритма, гармонии. o Формирование способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. o Приобщение ребенка к народной, классической и современной музыке, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству. o Развитие творческих способностей детей в пении, игровой и музыкально танцевальной деятельности. o Создание пространственно-предметной развивающей среды, способствующей музыкальному и эмоциональному восприятию (экспозиции картин, портреты композиторов, дидактические игрушки и игры и т.п.). Задачи педагогической работы конкретизируются в зависимости от возраста и возможностей детей и реализуются в следующих видах музыкально художественной деятельности: слушание, исполнение, творчество. 1.Раздел «СЛУШАНИЕ»: − ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; − развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки; 13 − развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса; − развитие динамического, ритмического, музыкально - сенсорного слуха, музыкальной памяти; − помощь в восприятии связи музыкального искусства с окружающим миром; − развитие системы музыкальных способностей, мышления, воображения − воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку; − расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой; − обучение взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия. 2.Раздел «ПЕНИЕ» – формирование певческих умений и навыков; – обучение исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью педагога и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента; – развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок; – обучение диафрагмальному дыханию; – совершенствование голосового аппарата; – закрепление навыков естественного звукообразования; – обучение пению с жестами. 3.Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» – развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства, ритмичности движений; – обучение согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок; – обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения; – развитие художественно-творческих способностей; – развитие музыкально-сенсорных способностей детей; 14 содействие эмоциональному восприятию музыки через музыкально-ритмическую деятельность; – обучение реакциям на смену двух и трѐхчастной формы, динамики, регистра; – расширение навыков выразительного движения; – развитие внимания, двигательной реакции. 4.Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» – совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка; – становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость; – развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса; – знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них; – развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма; – работа над ритмическим слухом; – развитие мелкой моторики; – совершенствование музыкальной памяти. – 5.Раздел «ТВОРЧЕСТВО» (песенное, музыкально-игровое, танцевальное). – развитие способности творческого воображения при восприятии музыки; – способствование активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла; – развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству; – формирование устойчивого интереса к импровизации. Планируемые результаты освоения Программы Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность) Период Целевые ориентиры освоения Образовательные области, показатели • • Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. 15 Программы для детей с ЗПР на начальной стадии Целевые ориентиры освоения Программы для детей с ЗПР на этапе завершения освоения программы • Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса обучающихся, звуки различных музыкальных инструментов • С помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. • Подпевает при хоровом исполнении песен • Способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения, • Знаком с основными культурными способами и видами музыкальной деятельности; • Способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявлять свои чувства в процессе коллективной музыкальной • деятельности и сотворчества; Проявляет творческую активность и способность к созданию новых образов в художественно-эстетической деятельности. 2.2 Индивидуальная программа развития ребенка с ЗПР Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Составление индивидуальной программы развития способствует максимально эффективной реализации программного содержания, защищает от односторонности в работе и возможных упущениях, помогает разумно использовать рабочее время. Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя для детей с ЗПР являются: ▪ - взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности ▪ - проведение индивидуальных занятий с ребенком, имеющим ЗПР ▪ - консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств ▪ - ведение соответствующей документации Программа индивидуального развития для воспитанника утверждается на педсовете образовательного учреждения. 16 При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы: • изучение документов, личных дел • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка • изучение социума (социального окружения) ребенка • диагностические исследования. Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка: 1. Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке. 2. Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития. 3. Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоциональноволевой и познавательной сфер, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий. 4. Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы. Стратегия построения индивидуальной программы сопровождения ребенка: 1. Выявление актуальных проблем ребенка. 2. Разработка путей поддержки и коррекции. 3. Составление индивидуальной программы сопровождения 4. Реализация намеченной программы. В конце учебного года музыкальный руководитель участвует в составлении характеристики на воспитанника с ЗПР и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы. Оказание квалифицированной коррекционной помощи детям с ЗПР наиболее успешно осуществляется в парадигме сопровождения. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов (воспитателей, логопедов, психологов, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) по оказанию помощи ребенку в 17 ситуации развития. Сопровождать развитие — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника. В существующей практике работы музыкального руководителя выделяются разные организационные службы сопровождения: ▪ выявление уровня творческих способностей воспитанников ▪ создание условий, способствующих их развитию ▪ реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций специалистов сопровождения Неотъемлемая часть коррекционной работы – индивидуальные занятия, где план, содержание, подбор репертуара диктуются индивидуальными особенностями, уровнем развития музыкальных умений и навыков. 2.3. Индивидуальный маршрут развития ребёнка - инвалида с ЗПР Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями воспитанника, исходя из его конкретного диагноза. Цель индивидуального маршрута развития ребёнка: отработка механизма личностно ориентированной системы образования на основе рекомендаций доктора, диагностики физического, психического и личностного развития ребенка. Задачи индивидуального маршрута развития ребёнка. • определить и создать адаптированные условия воспитания и обучения ребенка • контроль за психофизическим состоянием • проведение музыкально-оздоровительных мероприятий 18 Общие сведения Фамилия, имя М. Т. Группа Подготовительная Заключение ПМПк Ребёнок – инвалид, ЗПР Психолого-педагогический статус (уровень По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст психического развития, уровень развития ребенка соответствует приблизительно 5 годам. Мальчик не отличается активностью, в общения и деятельности, уровень усвоения разных ситуациях ведет себя всегда положительно, но неохотно взаимодействует со ребенком программного материала) сверстниками и взрослыми. В совместные игры вступает не всегда, часто предпочитает «игру рядом либо отдельно». Взаимоотношения с детьми в группе складываются в зависимости от настроения мальчика. Наблюдается несовершенство коммуникативных возможностей, специфика в протекании процессов внимания, памяти, восприятия, существуют отклонения в формировании моторных навыков, недостатки в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах. Отмечаются трудности в восприятии и воспроизведении программного материала, нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, пониженная эмоциональность, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость. На занятиях быстро устает, истощается, нет усидчивости. Часто переводит тему беседы на интересующие его абстрактные темы. Не включается в образовательный процесс, большую часть времени занимается посторонними делами. Данному ребенку требуется больше времени на выполнение задания из-за сложностей восприятия и замедленной обработки информации, а также из-за трудностей в организации своей деятельности, неточности движений. Для Тимура характерна неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому. В данном случае нужна дополнительная 19 стимуляция для удержания внимания, подбадривания для выполнения задания. Характеристика уровня подготовленности психофизической Легкое нарушение координации движений. Общая характеристика и рекомендации По результатам комплексного обследования сделано заключение о возможности ПМПК, включая характер адаптации ребенка регулярного посещения ребенком общей группы. к условиям ДОУ Ребенок нуждается в коррекционно-развивающей работе, направленную на стимуляцию двигательной активности (все специалисты), коррекцию звукопроизношения (логопед); развитие пространственных представлений, расширение запаса знаний об окружающем мире (воспитатель), стабилизацию внимания, памяти (психолог), развитие саморегуляции, самоконтроля (все специалисты), развитие навыков игрового взаимодействия (воспитатель, музыкальный руководитель, психолог), развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанника, гармонизацию родительского взаимодействия (психолог, воспитатель). Рекомендовано проводить индивидуальную коррекционную работу по индивидуальному плану в образовательной области «Музыка» (15 - 20 минут с ребенком 2 раза в неделю). придерживаясь гибкого графика, чтобы не лишать ребенка возможности поиграть с детьми. Организационно-педагогические реализации ИОМ условия Образовательные технологии, программы: • «От рождения до школы» - основная общеобразовательная программа дошкольного образования (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. • «Музыкальная коррекция детей с ОВЗ» Е.Н.Катышева • «Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет в музыкальной деятельности» корекционно-развивающая программа М.А.Федосеева • Здоровьесберегающие технологии Формы контроля и учета достижений ребенка с ЗПР: – заполнение индивидуальной карты развития 20 - составление диагностического мониторинга Здоровьесберегающие технологии o Валеологические песенки-распевки (поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению); o Дыхательная гимнастика (повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развиваются певческие способности детей. o Артикуляционная гимнастика (повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание). o Оздоровительные и фонопедические упражнения (укрепление голосовых связок детей, подготовка их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей). o Игровой массаж (повышаются защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма). o Пальчиковые игры (развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук). o Речевые игры (эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности). o Музыкотерапия: инструментальная музыкальная терапия вокалотерапия танцетерапия музыкальная релаксация Данные технологии повышают иммунитет детей, снимают напряжение и раздражительность, направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребёнка, на приобретение навыков расслабления, активный метод коррекции природных данных: голоса, слуха, чувства музыкальной формы. Планируемый результат коррекционноразвивающей работы. Разработанные в ДОУ системы коррекции показывают возможности детей с ЗПР достигать достаточного уровня развития, преодолевая влияние недостатка психического развития как на формирование сенсорной, так интеллектуальной и эмоциональной сфер личности. Индивидуальный и дифференцированный подход при обучении и коррекции ЗПР позволяет оптимально решить проблему преодоления отклонений в развитии детей. Положительная динамика диагностических данных по развитию данных детей подтверждает значимость индивидуального и дифференцированного подхода в системе 21 общего развития ребёнка. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. Индивидуальный образовательный маршрут помогает ребенку - инвалиду с ЗПР активно войти в мир музыки, стимулирует развитие музыкальных способностей, формирует коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности. ИОМ даёт возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей. Развитие музыкальных способностей проходят в рамках индивидуальной работы во взаимодействии со всеми специалистами: воспитателями, психологом, логопедом. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности и художественной выразительности. Репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. Имеет место варьирование. Перспективный план индивидуальной коррекционной работы на 2024 г. – 2025 г. Циклограмма Месяц 22 № недели Восприятие Здоровьесберегающие технологии музыки 1 «Настроение, чувства в музыке» Дыхательная гимнастика 2 «Музыка о животных и птицах» Пальчиковая гимнастика Пение Музыкальноритмические движения Игровая деятельность Музыкальнодидактическая игра Программный Программный материал материал Игра на ДМИ 3 «Природа и музыка» Артикуляционная гимнастика Речевая игра 4 «Сказка в музыке» Игровой массаж Музыкальная игра Сентябрь Нед еля 1 Восприятие Здоровьесберегающие технологии Пение Муз/ритмические движения Игровая деятельность «Настроение, чувства в музыке» Дыхательная гимнастика «Песенка мышонка» «Шаг с поскоком и бег» Музыкально-дидактическая игра Д. Кабалевский «Резвушка» - различать характер мелодии, высказываться об эмоционально-образном содержании музыки. «Вырасти большой» М. Флярковского - вырабатывать осанку и правильное положение рук при вдохе и выдохе «Музыка о животных и птицах» Пальчиковая гимнастика М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» - различать средства «В гости» - развитие мелкой - развивать слуховое внимание и интонационную выразительность «Солнечный зайчик» В.Голикова - учить выражать в 23 «Рисуем музыке настроение» - выполнять движения ритмично, двигаясь в разных направлениях «Танцуем вальс» - развивать ладовое чувство Игра на ДМИ «Неаполитанская песенка» - обращать внимание на темповые, динамические - четко и ритмично аккомпанировать на шумовых инструментах (по выбору) 2 музыкальной выразительности, отмечать изменение динамики «Природа и музыка» 3 К.Дебюсси «Лунный свет» - определять музыкальный жанр произведения, различать звучание инструментов, Артикуляционная гимнастика «Рожицы» - укреплять речевое дыхание «Сказка в музыке» Игровой массаж М.Глинка «Массаж для пальчиков рук» «Марш Черномора» 4 моторики в сочетании с речевой игрой - определять образное содержание, накапливать музыкальные впечатления. - воздействие на биоактивные точки пальцев рук пении характер песни «Гармошка» Е.Теличеевой развивать оценочное отношение к своему исполнению «Солнечный зайчик» В.Голикова - упражнять в передаче звуков по высоте и длительности. изменения в музыке. «Легкий бег» Речевая игра «Ходит медведь» «Степка-растрепка» - передавать в движении характер музыки произносить фразы с различной динамикой, темпом «Мячики» Музыкальная игра «Шар» - развивать творческое воображение - комбинировать заданный текст с различным жанровым исполнением Октябрь Нед еля Восприятие Здоровьесберегающие технологии Пение Муз/ритмические движения Игровая деятельность «Настроение, чувства в музыке» Дыхательная гимнастика «Ходьба змейкой» Музыкально-дидактическая игра А.Гречанинов «Материнские ласки» «Насос» «Скок-скок» Е.Теличеевой («Бусинки») - определять и характеризовать музыкальные жанры «Музыка о животных и птицах» К.Сен-Санс «Куры и петухи» - развивать глубину вдоха и выдоха Пальчиковая гимнастика «Гусеница» - учить двигаться - петь без музыкального мягким, пружинящим шагом сопровождения «Пестрый колпачок» Г.Струве 24 «Упражнение с лентой» - совершенствовать умение точно воспроизводить ритмический рисунок Игра на ДМИ («Карнавал животных») «Сороконожки» - развивать музыкально- развивать координацию сенсорный слух, определять движения пальцев рук двухчастную форму музыкального произведения «Природа и музыка» С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами» Артикуляционная гимнастика «Жало» - развивать представления о - выполнять волнообразные чертах песенности, тандвижения языком цевальности мелодии, «Сказка в музыке» Игровой массаж Н.Римский-Корсаков «33 богатыря» («Сказка о царе Салтане») - углублять представления об изобразительных возможностях музыки. Развивать представления о связи музыкальных и речевых интонаций «Из-под дуба» - петь эмоционально, развивать память, внимание «Будет горка во дворе» Т. Попатенко - работа над правильным и своевременным дыханием «Два кота» - выполнять быстрые круговые и зигзагообразные движения руками «Прыжки и ходьба» - учить реагировать на смену звучания музыки «Марш-парад» - передавать музыкальную интонацию Речевая игра «Веселый оркестр» эмоционально выполнять движения по тексту Музыкальная игра Е.Теличеевой «Мишки играют» - воздействие на биоактивные точки грудного отдела. «Веселый клоун» - закреплять понятия «высокий» и «низкий» регистр - учить поднимать и опускать флажок при смене частей марша. - развивать воображение и фантазию Ноябрь Неде ля Восприятие Здоровьесберегающие технологии 1 «Настроение, чувства в музыке» Дыхательная гимнастика П.Чайковский «Новая кукла» «Тряпичная кукла» Пение В.Герчик Дробный шаг вперед» - вдох-шумный, - вырабатывать четкую 25 Игровая деятельность Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные прятки» «Хорошо у нас в саду» («Детский альбом») - активно слушать музыку, Муз/ритмические движения - отработать технику исполнения - совершенствовать вокально- 2 двигаться соответственно образу и характеру музыки длинный, выдохкороткий, резкий дикцию и правильное интонирование «Музыка о животных и птицах» Пальчиковая гимнастика Русская народная песня В.Ребиков «Лягушка» 3 4 «Гномы» - учить рассказывать о средствах музыкальной выразительности - развивать мелкую моторику пальцев рук «Природа и музыка» Артикуляционная гимнастика Э.Григ «Утро» - знакомить с музыкой, рисующей природу «Хомячок» «Сказка в музыке» П.Чайковский Адажио - вырабатывать качественные движения органов артикуляции слуховую координацию «Ковырялочка» «Ехали медведи» - закреплять навык правильного дыхания, петь неторопливо, спокойно - работа ритмичным выполнением танцевального движения В.Герчик «Поскоки и сильный шаг» «Хорошо у нас в саду» «Осенняя сказка» - импровизировать на заданную тему (шумовые инструменты) Речевая игра «Матрешки и Петрушка» - вырабатывать плавное исполнение линии фразы Игровой массаж «Пестрый колпачок» «Дружок» Г.Струве - реагировать на смену характера музыки - развивать координацию речи с движением «Спокойная ходьба с изменением направления» Музыкальная игра «Море волнуется» (Мари и Принц) «Щелкунчик» - внимательно дослушивать музыкальное произведение до конца Игра на ДМИ - развитие вестибулярного аппарата - петь негромко, естественно, напевно, развивать мелодический слух детей. Декабрь 26 - развивать ритмический слух, ощущение музыкальной фразы - составлять танцевальнообразные композиции Неде ля Восприятие Здоровьесберегающие технологии Пение Муз/ритмические движения Игровая деятельность 1 «Настроение, чувства в музыке» Дыхательная гимнастика «Упражнения для рук» Музыкально-дидактическая игра П.Чайковский «Болезнь куклы» «Трубач» «Верблюд» М.Андреевой («Детский альбом») 2 - учить рассказывать о содержании, характере пьесы, делать сравнительный анализ - медленный выдох с произношением «п-ф-ф» «Музыка о животных и птицах» Пальчиковая гимнастика К.Сен-Санс «Вступление и королевский марш» «Непоседа» («Карнавал животных») - следить за четкими движениями пальцев - петь в подвижном темпе, высказываться об особенности песни – темп, динамика, характер. «Новогодняя» А,Филиппенко - провести беседу о предстоящем празднике, рассмотреть иллюстрации «Догони меня» - совершенствовать легкость, непринужденность исполнения «Боковой галоп» - развивать пространственные представления. отзывчивость на музыку разного характера, «Природа и музыка» С.Прокофьев «Вечер» - приобщать к слушанию пьесы изобразительного характера. Артикуляционная гимнастика «Здравствуйте» Игра на ДМИ «Теремок» - ассоциировать звучание шумового инструмента с определенным образом - воспитывать 3 - расширять певческий диапазон «Лиса по лесу ходила» «Приставной шаг» РНП - выполнять шаги четко пол счет педагога - начинать пение сразу после вступления, петь в подвижном темпе - развивать мышцы Речевая игра «Шур-шур-песенка» - развивать общие речевые 27 речевого аппарата 4 «Сказка в музыке» Игровой массаж Н.Римский-Корсаков «Белка» «Веселый музыкант» («Сказка о царе Салтане») - развивать звуковысотный слух, учить различать тембры музыкальных инструментов - нормализация вегетососудистого тонуса навыки «Новогодняя» А,Филиппенко - придумать движения для новогоднего хоровода. «Поскоки и сильный шаг» Музыкальная игра «Изобрази походку» - учить слышать слабую и сильную долю в музыке - создавать музыкальноигровые образы Январь Неде ля Восприятие Здоровьесберегающие технологии «Музыка о животных и птицах» Д.Кабалевский Пальчиковая гимнастика «Пять поросят» «Верблюд» М.Андреевой «Ежик» - активно слушать музыку, двигаться соответственно образу и характеру пьесы 3 Муз/ритмические движения Игровая деятельность «Мельница» Игра на ДМИ КАНИКУЛЫ 1 2 Пение «Природа и музыка» А. Вивальди - развивать быструю реакцию на смену движений и жестов, четкую дикцию - петь в подвижном темпе, высказываться об особенности песни – темп, динамика, характер. Артикуляционная гимнастика «Как на бережок» «Колокольчик» «Я на горку шла» - совершенствовать навыки махового движения «Марш» - четко и ритмично аккомпанировать на детских металлофонах Речевая игра М.Красев «Времена года» - закреплять 28 «Теремок» с выразительными и изобразительными возможностями музыки. - закреплять знание органов артикуляции - формировать навыки выразительного и эмоционального пения. пространственные понятия, совершенствовать четкость исполнения движений «Сказка в музыке» Игровой массаж С.Майкапар «Сказочка» («Бирюльки») - учить различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, интонации музыки, близкие речевым «Надо голову помыть» «Горячая пора» А.Журбина «Кружение на поскоках» («Зима» 1-я часть) - знакомить 4 - воздействие на активные точки, улучшающие коровообращение - петь в подвижном темпе, легко, без напряжения. - развивать быстроту реакции на смену текста и музыкального материала Музыкальная игра «Сам себе оркестр» - совершенствовать легкие поскоки, слышать смену частей музыки - комбинировать ритмические движения Февраль Неде ля Восприятие Здоровьесберегающие технологии Пение Муз/ритмические движения Игровая деятельность 1 «Настроение, чувства в музыке» Дыхательная гимнастика «Ходьба змейкой» Музыкально-дидактическая игра А.Гречанинов «Материнские ласки» «Насос» «Скок-скок» Е.Теличеевой («Бусинки») и характеризовать музыкальные жанры - развивать глубину вдоха и выдоха «Музыка о животных и птицах» Пальчиковая гимнастика - определять 2 К.Сен-Санс «Куры и петухи» - петь без музыкального сопровождения «Пестрый колпачок» Г.Струве 29 «Хрустальные снежинки» - учить двигаться мягким, пружинящим шагом - выбирать необходимый музыкальный инструмент «Упражнение с лентой» Игра на ДМИ («Карнавал животных») «Сороконожки» - развивать музыкально- развивать координацию сенсорный слух, определять движения пальцев рук двухчастную форму музыкального произведения 3 «Природа и музыка» 4 - петь эмоционально, развивать память, внимание - выполнять быстрые круговые и зигзагообразные движения руками Артикуляционная гимнастика «Будет горка во дворе» Т. Попатенко «Прыжки и ходьба» «Жало» - работа над правильным и своевременным дыханием - учить реагировать на смену звучания музыки «Два кота» «Марш-парад» С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами» - развивать представления о чертах песенности, танцевальности мелодии, «Сказка в музыке» - выполнять волнообразные движения языком Игровой массаж Н.Римский-Корсаков «33 богатыря» («Сказка о царе Салтане») представления об изобразительных возможностях музыки. Развивать представления о связи музыкальных и речевых интонаций «Светит месяц» - импровизация с использованием трещотки, «шуршунчика» Речевая игра «Снеговик» - развивать координацию речи с движением Музыкальная игра Е.Теличеевой «Мишки играют» - углублять - воздействие на биоактивные точки грудного отдела. - закреплять понятия «высокий» и «низкий» регистр «Два веселых гуся» - учить поднимать и опускать флажок при смене частей марша. - комбинировать образные и танцевальные движения Муз/ритмические движения Игровая деятельность Март Неде ля Восприятие Здоровьесберегающие технологии Пение 30 1 2 «Настроение, чувства в музыке» Дыхательная гимнастика Д.Кабалевский «Плакса» - определять образное содержание музыкального произведения; накапливать музыкальные впечатления. «Регулировщик» - вдох носом, удлиненный выдох с произношением «р-р-р» «Музыка о животных и птицах» Пальчиковая гимнастика К.Сен-Санс «Лебедь» «Паучок» «Хорошо у нас в саду» В,Герчик - четко артикулировать гласные и согласные звуки. «Скок-скок» Е.Теличеевой «Шаг с притопом» «Гусеница» - совершенствовать технику выполнения движения - совершенствовать умение точно воспроизводить ритмический рисунок «Ходьба с остановкой на шаге» Игра на ДМИ («Карнавал животных») - развивать музыкальносенсорный слух 3 «Природа и музыка» К.Дебюсси «Лунный свет» - определять музыкальный жанр произведения, различать звучание инструментов, 4 «Сказка в музыке» П.Чайковский «Нянина сказка» - воспитывать интерес к Музыкально-дидактическая игра «Из-под дуба» - учить удерживать дыхание до конца музыкальной фразы. - слышать окончание музыкальной фразы и четко останавливаться - передавать музыкальную интонацию Артикуляционная гимнастика «Маленькая Юлька» «Скользящий шаг» Речевая игра «Мама шинкует капусту» В.Герчик «Шаг с притопом» - правильно и ритмично выполнять движения пальчиками - сопровождать выполнение упражнения движениями рук Игровой массаж «Веселый оркестр» - обратить внимание на бодрый, мажорный характер. - закреплять умение детей разнообразно двигаться под музыку «Лиса по лесу ходила» «Тройной шаг» - эмоционально выполнять движения по тексту Музыкальная игра РНП «Мишки проголодались» - начинать пение после вступления, четко 31 - показать и объяснить технику исполнения «Веселый клоун» - развивать воображение и мировой классической музыке артикулировать звуки. движения фантазию - воздействие на сигмовидную кишку. Апрель Неде ля Восприятие Здоровьесберегающие технологии Пение Муз/ритмические движения Игровая деятельность 1 «Настроение, чувства в музыке» Дыхательная гимнастика «Мышка» Музыкально-дидактическая игра Д.Кабалевский «Комарик» Е.Теличеевой «Шаг с притопом, бег, спокойная ходьба» «Злюка» 2 - высказываться о характере музыки, особенностях, сравнивать и анализировать - произносить звук «з» на выдохе на одном дыхании - закрепить понятия «куплет» и «припев». «Музыка о животных и птицах» Пальчиковая гимнастика «Солнечная капель» С.Соснина П.Чайковский «Жили-были пальчики» «Песнь жаворонка» («Времена года») - совершенствовать восприятие основных свойств звуков. Развивать представления о регистрах 3 «Природа и музыка» А.Вивальди «Весна» - развивать речевой и музыкальный слух, память, внимание - петь легко, мягко заканчивать музыкальные фразы Артикуляционная гимнастика «Эхо» «Мотоцикл» Е.Теличеевой (концерт для скрипки с оркестром,1-я часть) 32 - развивать музыкальную память, соотносить движения с музыкой. «Упражнение с мячом» - выразительно исполнять движения с предметом «Осторожный шаг и прыжки» «Музыкальные топотушки» - точно воспроизводить ритмическую пульсацию произведения Игра на ДМИ «Заинька» рнп - моделировать художественный образ музыкального произведения Речевая игра - различать звукоподражание некоторым явлениям природы. 4 «Сказка в музыке» - усиливать и уменьшать звучание голоса - исполнять легким звуком, чисто интонировать мелодию и восходящий скачок в припеве. Игровой массаж «Солнечная капель» С.Соснина Н.Римский-Корсаков «Царевна-Лебедь» «Обезьянка Чи-чи-чи» («Сказка о царе Салтане») - беседа об изобразительности музыки - профилактика простудных заболеваний - отчетливо произносить слова текста. - прыгать легко, используя все пространство. «Кто нам песенку споет?» «Цирковые лошадки» Музыкальная игра - развивать творческое воображение, подражательность «День-ночь» - совершенствовать навыки выразительного - создавать музыкально-игровой исполнения образ в развитии Май Неде ля Восприятие Здоровьесберегающие технологии Пение Муз/ритмические движения Игровая деятельность 1 «Настроение, чувства в музыке» Дыхательная гимнастика «Песенка мышонка» «Шаг с поскоком и бег» Музыкально-дидактическая игра Д.Кабалевский «Вырасти большой» М. Флярковского «Резвушка» 2 - различать характер мелодии, высказываться об эмоционально-образном содержании музыки. - вырабатывать осанку и правильное положение рук при вдохе и выдохе - развивать слуховое внимание и интонационную выразительность «Музыка о животных и птицах» Пальчиковая гимнастика «Солнечный зайчик» 33 «Рисуем музыке настроение» - выполнять движения ритмично, двигаясь в разных направлениях «Танцуем вальс» - развивать ладовое чувство Игра на ДМИ М.Мусоргский «В гости» «Балет невылупившихся птенцов» - развитие мелкой моторики в сочетании с речевой игрой - различать средства музыкальной выразительности, отмечать изменение динамики 3 «Природа и музыка» Р.Шуман Артикуляционная гимнастика «Рожицы» В.Голикова - учить выражать в пении характер песни «Гармошка» Е.Теличеевой «Май, милый май» 4 - определять общее настроение, характер произведения и его частей. - укреплять речевое дыхание «Сказка в музыке» Игровой массаж М.Глинка «Массаж для пальчиков рук» «Марш Черномора» - определять образное содержание, накапливать музыкальные впечатления. - воздействие на биоактивные точки пальцев рук - развивать оценочное отношение к своему исполнению «Солнечный зайчик» В.Голикова - упражнять в передаче звуков по высоте и длительности. - обращать внимание на темповые, динамические изменения в музыке. - четко и ритмично аккомпанировать на шумовых инструментах (по выбору) «Легкий бег» Речевая игра «Ходит медведь» «Степка-растрепка» - передавать в движении характер музыки «Мячики» - произносить фразы с различной динамикой, темпом Музыкальная игра «Шар» - развивать творческое воображение 2.5. Организация педагогической диагностики и мониторинга для детей с ЗПР 34 «Неаполитанская песенка» - комбинировать заданный текст с различным жанровым исполнением Педагогическая диагностика — это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка. Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса. Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка с ОВЗ с задержкой психического развития. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по организации образовательной деятельности, планированию, индивидуальной образовательной деятельности. Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка с ЗПР оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей с ЗПР, в условиях ДОУ используются: • наблюдение • изучение продуктов деятельности детей • несложные эксперименты • беседы. Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут. Обследование дошкольников проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник, среда). Диагностическое обследование проводится 2 раза в год: в начале года и в конце. По необходимости проводится промежуточная диагностика в январе. На основании полученных результатов в начале учебного года воспитатели и специалисты не только конструируют образовательный процесс, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания и которым необходима педагогическая поддержка. В середине учебного года диагностируются только дети группы риска или вновь прибывшие дети, чтобы скорректировать планы индивидуальной работы с детьми по всем разделам программы. 35 В конце учебного года – итоговая диагностика. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка с ЗПР заносятся в диагностические карты. Имя ребенка Восприятие Пение МРД Игра на детских музыкальных инструментах Музыкальное творчество Песенное В С Н В С Н В С Н В С Н В С Итоговая уровневая оценка Танцевальное Н В С Н Игровое В С Н 3. Организационный раздел 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ЗПР Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка инвалида с ЗПР в музыкальной деятельности в соответствии с его возрастными и психофизиологическими особенностями и интересами: • Личностно-порождающее взаимодействие музыкального руководителя с ребёнком, предполагающее создание таких ситуаций, в которых ребенку предоставляется возможность выбора музыкальной деятельности, партнера и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. • Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка. • Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальное развитие ребенка и сохранению его индивидуальности. • Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки. • Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. • Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе. 36 Одним из важных принципов технологии реализации Программы является вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Направлениями взаимодействия педагога с родителями являются: • педагогический мониторинг • педагогическая поддержка • педагогическое образование родителей • совместная деятельность педагогов и родителей В ходе организации взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников с ЗПР педагоги стремятся развивать их интерес к проявлениям своего ребенка, желание познать свои возможности как родителей, включиться в активное сотрудничество с педагогами группы. 3.2. Материально-техническое обеспечение Программы Для организации музыкального развития в ДОУ имеются музыкальный зал, который оснащён необходимым музыкальным оборудованием и инвентарем, материалом для разных видов музыкальной деятельности. Всё оборудование соответствует установленным международным стандартам качества, сертифицирован и безопасен для детей. Направленность музыкального зала: • Проведение педагогической работы (подгрупповых и индивидуальных форм работы) по музыкальному развитию воспитанников, развитию музыкальных способностей • Консультативная, методическая помощь педагогам по организации педагогического процесса с воспитанниками • Организация методической, работы с родителями (законными представителями) развития воспитанников, подготовки к школьному обучению и пр. В учреждении созданы комфортные условия для плодотворной творческой работы сотрудников – методический кабинет, оснащенный современным оборудованием для осуществления образовательной деятельности: программно-методическими, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения, дидактическими и развивающими играми и игрушками, детской художественной литературой. 37 Для продуктивной и творческой деятельности педагога и детей в педагогическом процессе задействованы следующие технические средства обучения: электронное пианино, музыкальный центр, аудиокассеты с записями музыкальных произведений, детских хоровых коллективов, DVD диски, СD диски, беспроводная мобильная колонка с 2 микрофонами, ноутбук, мультимедийная панель, Интернет - ресурсы, сайт детского сада, социальная сеть работников образования nsportal.ru, wwwдошкольник.ру 3.3. Методическое обеспечение Программы 1. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию для детей дошкольного возраста. С-Пб, Невская Нота, 2015 г. 2. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты занятий с аудиоприложением. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Средняя группа. С-Пб, Композитор. 2021 г. 3. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты занятий с аудиоприложением. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Старшая группа. С-Пб, Композитор. 2021 г. 4. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты занятий с аудиоприложением. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Подготовительная группа. С-Пб, Композитор. 2021 г. 5. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Дополнительный материал к конспектам занятий с аудиоприложением. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Подготовительная группа. С-Пб, Композитор. 2021 г. 6. Каплунова И, Новоскольцева И. Умные пальчики. Методическое пособие для учителей начальных классов, воспитателей детских садов, родителей. С-Пб, Лансье, 2021 г. 7. Каплунова И. Слушаем музыку. Методическое пособие с аудиоприложением для учитедей музыки общеобразовательных школ и музыкальных руководителей детских садов. С-Пб, Невская нота, 2018 г. Каплунова И. Наш веселый оркестр. Часть 1,2,3. Методическое пособие с аудио и видео приложениями для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов. С-Пб, Лансье, 2018, 2019 г. 8. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Левой-правой. Марши в детском саду. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. С-Пб, Композитор, 2016 г. 9. Каплунова И. Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки общеобразовательных и музыкальных школ. С-Пб, 38 Лансье, 2017 г. Каплунова И, Новоскольцева И. Мы играем, рисуем, поем. Комплексные занятия в детском саду. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. С-Пб, Композитор, 2021 г. 10.Каплунова И., Новосельцева И. Игры, аттракционы, сюрпризы. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. С-Пб, Композитор, 2020 11.Каплунова И. Новоскольцева. Веселые досуги. Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей, педагогов. С-Пб, Невская нота, 2018 г. 12.«Музыкальные обучалочки» (пальчиковые игры) методические рекомендации. Е.Железнова.2009г. 13..«Танцевальная ритмика для детей» Выпуск 1,2,,3.Т.Суворова. Санктпетербург 2005г. 14.«Русские народные» (детские песни, попевки, потешки, сказки с напевами). Москва. 2001г. 15.12Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учеб. Пособие. -2-е изд., доп.-СПб.: «Музыкальная палитра», 2008. 16. О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 1997. 17.О.П. Радынова «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. – М., 1997. 18. «Музыкальный руководитель» - Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей. Главный редактор Т.Б. Корябина. 39 ОО Каплунова И. Новоскольцева И. Ах-карнавал! Праздники в детском саду. Часть 1. Пособие для музыкальных «Художественноэстетическое руководителей детских дошкольных учреждений. С-Пб, Композитор, 2019 г. развитие» Каплунова И. Новоскольцева И. Ах-карнавал! Праздники в детском саду. Часть 2. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. С-Пб, Композитор, 2006 г. Каплунова И. Новоскольцева И. Карнавал игрушек! Праздники в детском саду. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений с аудиприложение. С-Пб, Композитор, 2020 г. 40 41